Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
Фольклор
Автор: Бубникова Людмила Алексеевна   
02.01.2019 21:25

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»

Автор: Бубникова Л.А.

Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить

духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.

 

Скачать конспект

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать мини-музей «Русская изба». Создание мини-музея направлено на пробуждение у детей чувства причастности к наследию прошлого.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для

практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий,

заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной

деятельности.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что

пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой

планете Земля!

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их

радовало, а что тревожило?

Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть

успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному

воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам

яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России

невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует

его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на

привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством,

развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому

учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности

обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

«Русская изба».

Постановка проблемы:

«Детские проблемы»:

  • воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей.
  • у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
  • недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа

рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

«Педагогические проблемы»:

  • педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
  • окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре

Цель создания мини-музея «Русская изба»

  • Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовнонравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы.
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Познакомить с традициями русского народа.
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
  • Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми.
  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Проблемы:

  • Недостаток подлинных экспонатов народного быта и нехватка места для их размещения в групповом помещении.
  • Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна и не решает поставленных перед ним задач.

Гипотеза:

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы исследования:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной

деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях

План работы по созданию мини-музея.

I Этап (подготовительный):

1. Изучение литературы по данной теме;

составление перспективно – тематического плана;

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Диагностика детей о русской культуре.

4. Обогащение развивающей среды.

Материальное:

1. Создание в группе мини-музея «Русская изба»:

стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д.

(посуда);

коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан,

лапти).

2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки,

прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

  1. Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
  2. Создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая

хохлома», «Синь России», «Дымковские и Филимоновские игрушки»,

«Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники»,

«Персонажи русских сказок».

3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее».

4. Изготовление альбома «Декоративно-прикладное искусство».

II Этап (основной):

1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных

игр, развлечений.

2. Чтение русско-народных сказок.

3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво –

дивное».

6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку

«Ай, да умельцы!»

III Этап (заключительный):

  1. Диагностика полученных знаний детей.
  2. Анализ полученных данных.
  3. Презентация мини-музея «Русская изба».
  4. Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица».
  5. Выставка поделок «Ай, да умельцы!».

Работа с родителями:

Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями –

без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных

результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили

экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки.

Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы.

Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный

костюм.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно,

чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных

воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними

организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая

совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и

возможности своего ребенка.

Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний

уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают

сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений:

используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки,

образные выражения, знают народные приметы, умеют делать

соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и

умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют

представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и

внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают

об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма.

Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них

играют.

Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство

родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной

культурой.

Определение перспектив в дальнейшей работе:

Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к

истокам русской народной культуры.

Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной

среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных

культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца.

Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало.

В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми

экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому,

установить рукомойник.

Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали

половицы», «Зачем в избе русская печь».

Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело

мастера боится». Он представляет собой фанерный ящичек, в котором будут

храниться дидактические игры, такие как «Четвертый лишний», «Ремесла на

Руси», «Что изменилось». Также для мальчиков мы хотим приобрести два

конструктора из дерева «Изба» и «Колодец», с помощью элементов которых

можно построить миниатюрные модели.

Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и

назовем его «Сундучок красной девицы». Данное пособие предназначено для

изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в

сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в

сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном

костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются

ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный

процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем,

предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями,

играми и фольклором.

Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был

разработан проект «Старину мы помним, старину мы чтим», целью которого

было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея

«Русская изба».

В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая

средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый

комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию

представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей

происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка

уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию

коммуникативных навыков.

Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям,

изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок

получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр,

выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили

родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали

положительный отзыв о проделанной нами работе, но и сами с интересом

участвовали в реализации проекта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год