Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия».
Фольклор
Автор: Ефименко Наталья Николаевна   
28.05.2018 18:15

Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия».Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия».

Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими рукоделиями»

Мероприятие проводится в мини — музее «Русская изба».

Цель: Обогащать представления воспитанников о видах русских народных рукоделий

Задачи:

  1. Познакомить детей с технологией изготовления «кукол-оберегов», вышиванием, вязанием крючком, традицией русских народных посиделок.
  2. Воспитывать уважение к труду народных мастериц; бережное отношение к подлинным предметам рукоделий.
  3. Приобщать дошкольников к музыкальному и игровому русскому народному фольклору.

Словарная работа:

Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вязание, пяльцы, крючки, орнаменты, кружева, куклы-обереги.

 

Оборудование: в мини-музее «Русская изба» приготовлены лавки, три стола, мультимедийная установка, презентации со слайдами. Короб с принадлежностями для рукоделия: для вышивания – пяльцы, наперстки, иголки, цветные нитки, ножницы, игольницу для каждого ребенка, ткань постельных тонов, или канву; для вязания крючком — крючки для каждого ребенка, цветные шерстяные нитки; для изготовления тряпичных «кукол-оберегов» – тряпочки белые и цветные, нитки цветные, ленточки, готовые образцы кукол, готовые изделия с вышивкой: платочки, салфетки, полотенца, наволочки.

Примечание: швейно-вязальные принадлежности используются под обязательным присмотром взрослых и строгом соблюдении всех правил техники безопасности.

Ход занятия:

За столами в горнице сидят три мамы в русских народных костюмах: Ирина — рукодельница, Марина — вышивальщица, Настасья – затейница.

Ведущий педагог – Марья искусница.

Ведущая: — Добрый день, гости званые и желанные! Приглашаю я вас сегодня в настоящую русскую избу. Милости просим, проходите, располагайтесь. Я Марья – Искусница, все умею, все могу. Будем с вами, как много лет назад на Руси, когда не было телевизоров и компьютеров, с пользой время проводить, хорошо трудиться и весело отдыхать.

Ведущая: — Ребята, а как вы думаете, чем можно было заняться долгими вечерами?

Ответы детей: мастерить, рукодельничать, петь, танцевать, на музыкальных инструментах играть.

Ведущая: — Правильно ребята! В старину долгими, длинными вечерами женщины, девушки и девочки, занимались рукоделием, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга мастерству обучали.

Ведущая: — Ребятушки, а как вы думаете, что это за слово такое «рукоделие»?

Ответы детей: то, что делали все руками

Ведущая: — Да ребята, «рукоделие» — это все то, что делалось руками человека. И я вас собрала всех сегодня неспроста, хочу познакомить со своими знатными мастерицами: Ириной — Рукодельницей, Мариной — Вышивальщицей, Настасьей — Затейницей, чтобы они о своих умениях вам поведали и обучили вас своему мастерству. Русский народ очень любил трудиться, и про то в пословицах и поговорках много говорится.

Ведущая: Есть в моей избе коробочка заветная. Я в нее самое дорогое и важное складываю. Может, угадаете, что я в ней храню?

Ответы детей: украшения, золото, сюрприз

Ведущая: — Сейчас открою свою коробочку и все вам поведаю (достает из коробочки пергамент) Вот что я тут храню – мудрость народную, веками сложенную. Хотите узнать, что тут написано? Ответы детей: да; конечно хотим; с нетерпением

Ведущая: Ну, слушайте внимательно и запоминайте.

-Красна птица опереньем, а человек – уменьем».

«Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт».

«Дело мастера боится».

«Торопливый дважды одно дело делает».

Ведущая: А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Дети вспоминают известные им пословицы и поговорки:

«Любишь кататься – люби и саночки возить»

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

«Делу — время, потехе — час»

«Сделал дело – гуляй смело».

«Семь раз отмерь – один раз отрежь».

«Терпение и труд, всё перетрут»

Ведущая: — Молодцы, ребята! Вот и мои подружки — умелицы своим трудом и терпением все трудности преодолевают, и настоящие чудеса творят руками своими. Давайте посмотрим, что они делают?

Подходит к столам, за которыми мамы рукодельничают.

Ирина — рукодельница под «тихую» р.н м. приговаривает;

Кружева в стрекозиных крыльях.

И в летящих сквозных облаках:

В паутине воздушной лесной,

И в небесной тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной.

Заплелась кружевами трава

Кружева, кружева, кружева.

Ведущая: — Ай да красота какая! (показывает кружевное изделие детям) Кружева прямо на глазах плетутся!

Иринушка: — Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается. Я долго училась плести кружева. А теперь свою дочку Аннушку хочу этому научить.

Группа девочек исполняет р. н. п. «Было у матушки двенадцать дочерей»

Ведущая: А теперь мы про ваши чудеса кружевную сказку сказывать будем, а вас помочь попросим все нам показать. Иринушка: — Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется «крючок» и его помощник — клубок ниток. Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает). Ребята скажите, почему мой крючок сломался?

Ответы детей: (потому, что палочка тонкая; непрочная)

Иринушка: — Правильно, молодцы! Чтобы он был более прочным, люди стали его изготавливать из кости животного. Ведущая; — Ребята, а из чего сейчас делают крючки?

Ответы детей: (из железа, пластмассы.)

Иринушка: — Да ребятки! Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми. На конце крючка, находится головка с бродкой. Если вязать толстым крючком с тонкими нитями, то изделие получиться более ажурным, легким, воздушным. Рукодельницы сами придумывали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп.

Демонстрация слайд-шоу с изображением кружевных изделий

Ведущая: — Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная. — Ребята, А как вы думаете, почему кружева получались такими красивыми?

Ответы детей; (потому, что старались, им это нравилось, с душой).

Ведущая: — Правильно! А еще потому, что их изготовляли вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук. — Посмотрите – ка ребята, какую красоту кружевную связала Ирина — рукодельница. Что вам больше всего по душе в ее мастерской?

Ответы детей: (кружевные салфетки, шапочки, воротнички)

Ведущая: — Ну как ребятушки, порадовала вас Иринушка своим рукоделием.

- А наша сказка продолжается. Давайте мы заглянем ко второй мастерице, Марине – вышивальщице. (

- Да у Маринушки пальчики в наперстки одеты. Присматривается к наперстку на пальце мамы – мастерицы)

Маринушка: — А это для того я наперсток надела, чтобы пальцы иголкой не исколоть. Швейных машин ведь раньше не было, и всю одежду от начала до конца вручную шили.

Ведущая: — Ребята, как вы думаете, как это вручную?

Ответы детей: (руками, ниткой и иголкой).

Маринушка: — Верно! А как одежда была готова, ее женщины и девушки украшать начинали. Догадывайтесь, с помощью чего одежда становилась еще краше?

Ответы детей: (разными узорами, ленточками, шнурочками)

Маринушка: — Да, ребята, вышивались сарафаны, рубахи, платки, передники разными узорами и орнаментами. Девочек помладше вначале учили вышивать на пяльцах разные скатерти, подзоры, наволочки, салфетки. Красны девицы, на выданье готовили себе приданое на свадьбу.

Демонстрация слайд-шоу с изображением русского народного костюма, расшитого гладью и крестиком

Ведущая: — Присмотритесь внимательно и скажите, чем отличаются эти два орнамента?

Ответы детей: они вышиты по-разному.

Маринушка: Верно! Вышивать можно разными способами: можно гладью стежки накладываются ровно и гладко, а можно крестиком – стежки все время перекрещиваются, и весь узор состоит из маленьких крестиков. А скажите, чем еще украшены костюмы?

Ответы детей: цветными нитками, мулине, ирисом, бусами. Ведущая: — Молодцы ребята! — Правильно! Позднее рукодельницы научились технике вышивания бисером, лентами.

Ведущая: — Посмотрите на эти изделия, которые изготовила для вас Марина — вышивальщица. Подумайте и скажите, какие изделия вышиты крестиком, какие гладью? Ну, кто первый?

Дети называют изделия и способы вышивки представленных работ.

Ведущая: — Дорогая Маринушка, научила бы ты наших детушек вот такую же красоту создавать!

Маринушка: — С удовольствием научу. Да в работе мне иголка и ножницы нужны, а это внимания и осторожности требует.

Демонстрация слайд-шоу с комментариями по правилу техники безопасности при работе с клюще – режущими предметами

Ведущая: — Мы обещаем соблюдать все правила. А теперь пусть наша иголочка оживет и ниточку за собой поведет!

Проводится игра «Ниточка – иголочка»

Ведущая: — Сказка наша продолжается, и мы идем в гости к третьей мастерице, Настасьи — Затейницы. Да у нее тут целая кукольная семейка! А куклы – то не простые, затейливые! Посмотрите, из чего их Настасья – мастерица делает?

Ответы детей: куклы сделаны из тряпочек, лоскутков, ниток.

Настасья: — Раньше таких кукол, как у вас сейчас не было и взрослые вместе с детьми мастерили кукол из соломы, бересты, травы, тряпочек. Но тряпичные куклы были не просто игрушкой, их наделяли особыми качествами. Одни куклы охраняли, другие – в дороге помогали, третьи – детский сон оберегали и ребенка от злых сил защищали. Их так и называли – обереги. Часто куклу делали безликой, т.е. без носа, рта и глаз. Пока дети были маленькими, кукол им шили и делали мамы и бабушки, а уже с пяти лет куклы умели делать сами дети. В эти куклы люди вкладывали свою любовь и мудрость, и поэтому дети очень любили их, берегли и никогда нигде не разбрасывали.

Демонстрация слайд-шоу с изображением кукол — оберегов

Ведущая: — Дети, а скажите, пожалуйста, из чего сейчас делают кукол?

Ответы детей: из резины, пластмассы, поролона.

Ведущая: — Молодцы ребята! Правильно! — А наша Ирина Затейница покажет вам, как можно сделать кукол из тряпочек и ниточек.

Ведущая: — Ну, что ж ребятушки, пришла пора выбирать себе занятия по душе. Да пока вы думать будите, давайте, послушаем, как у наших у ворот муха песенки поет.

Дети поют и инсценируют р. н. п. «Как у наших у ворот»

Ведущая: — Делу время, а потехе всего лишь час! Пора к мастерицам отправляться и за дело приниматься.

Дети по желанию, выбирают себе вид рукоделия по душе и отправляются на обучение к мамам – мастерицам. Под русскую народную музыку выполняется совместная творческая деятельность.

Ведущая: — Ну, покажите мне, чему вы научились? Да молодцы! Какие прекрасные работы у вас получились! Да таким рукоделиям место в красном углу, чтобы всем видно было, как наши красны девицы, вместе со своими мастерицами потрудились! Пусть все видят! И чтобы молва, о мастерстве нашем, по всей России разнеслась!

Девочка 1: — Отдохнули мы по праву!

Девочка2: — Мастерам воздали славу!

Девочка3: — Что узнали не забудем!

Вместе: Долго -долго помнить будем!

Ведущая: — Ну и по нашему русскому народному обычаю приглашаю всех гостей, знатных мастериц на чаепитие!

- Всех за стол с собой зовем!

- Чаю с порогом попьем!

- Разговоры заведем!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год