Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ экологической культуры у дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Гульфизя Завдатовна Фасахова   
02.04.2014 01:43

Формирование  основ  экологической  культуры  у  дошкольниковФормирование  основ  экологической  культуры  у  дошкольников
Фасахова  Гульфизя Завдатовна, старший  воспитатель, МБДОУ  №86, г.Нижнекамск, Республика Татарстан
Природа – неиссякаемый  источник  духовного  обогащения  детей. Дети  постоянно  в  той  или  иной  форме  соприкасаются  с  природой. Впечатления  от  родной  природы, полученные  в  детстве, запоминаются  на  всю  жизнь  и  часто  влияют  на  отношение  человека  к  жизни. Воспитание у  людей  с  детских  лет  любви  к  природе – большая  и  благородная  задача. В  её  решении  важная  роль  принадлежит  педагогам. Чтобы  успешно  нести  эстетическую  культуру  в  жизнь, прививать  эстетические  навыки  и  вкусы  детей, будущие  педагоги  должны  иметь  отчетливое  представление  о  глубоком  воспитательном  воздействии  природы  на  формирующиеся  личность.
Ещё  К.Д.Ушинский  отмечал, что   прекрасный  ландшафт  оказывает  огромное  воспитательное  влияние  на  развитие  молодой  души, с  которым  трудно  соперничать  даже  влиянию  педагога. Везде  и  всюду  следует  учить  понимать  язык  природы, видеть  красоту  окружающего  мира. Необходимо  формировать  у  детей  творческий, созидательный  подход  к  оценке  природы.
ормирование  основ  экологической  культуры  и  экологического  сообразного  поведения  в  окружающем  мире  является  одной  из  ключевых  задач  дошкольного  образования  и  воспитания XXI века.
В  течении  ряда  лет  наш  коллектив  работает  над  формированием  у  детей  экологической  культуры. Чтобы  экологическое  воспитание  не  было  беспочвенным, обязательно  нужно  формирование  экологического  создания. Если  человек  экологически  образован, то  нормы  и  правила  экологического  поведения  будут  иметь  под  собой  твердое  основание, и  станут  убеждениями  этого  человека.
Исходя  из  этого, мы  ставим  вопрос: в  чем  сущность  экологического  просвещения  в  дошкольных  учреждениях  и  какие  понятия  доступны  для  восприятия  дошкольников? Какие  же  экологические  связи  устанавливаются  на  занятиях?
На  доступном  детям  уровне, рассматриваются  связи  между  живой  и  неживой  природой, между  различными  компонентами  живой  природы, между  природой  и  человеком. Через  познание  данных  связей  и  отношений  дети  изучает  окружающий  мир, изучение  экологических  связей  позволяют  детям  приобрести  основы  мировоззрения, способствует  развитию  логического  мышления, памяти, воображения, познавательных  способностей, коммуникативных  способностей.
Постоянное  внимание  воспитателя  к  раскрытию  экологических  связей  значительно  повышает  интерес  детей  к  природе. При  изучении  окружающего  мира  раскрываются  разнообразные  и  достаточно  сложные  для  дошкольников  связи, существующие  в  природе. Изучение  экологических   связей, способствует  повышению  экологической  культуры  дошкольников, воспитанию  ответственного  отношения  к  природе.
Системное  знакомство  ребенка  с  миром  природы  позволяет  развить  у  него  важнейшие  операции  мышления: анализ, сравнение, умение  устанавливать  взаимосвязь, обобщение.
Основными  задачами  нашей  работы  является:
1. Формирование  у  детей  элементарных  представлений  о  взаимосвязях  и  взаимодействиях  живых  организмов  со  средой  обитания, бережного  отношения  к  природным  объектам;
2. Развитие  устойчивого  интереса  детей  к  природе, её  неживым  и  живым  объектам и  природным  явлениям, потребности  познания  окружающего  мира, вдумчивого  и  бережного  отношения  к  объектам  природы;
3. Формирование  системы  практических  умений  по  изучению  и улучшению  состояния  окружающей  природы, умения  видеть  причину  и  следствие  того  или  иного  явления, делать  выводы, строить  логические  суждения;
4. Воспитание  бережного  отношения  к  природе, формирование  умения  ответственно  ухаживать  за  растениями  и  животными, желание  наблюдать  за  жизнью  растений  и  поведением  животных, выделять  характерные  особенности  их  внешнего  вида, способов  передвижения, питания, приспособления.
Связи  между  неживой  и  живой  природой  состоят  в  том, что  воздух, вода, тепло, свет, минеральные  соли  являются  условиями, необходимыми  для  жизни  живых  организмов, изменение  в  действиях  этих  факторов  определенным  образом  влияет  на  организмы. Связь  эта  выражается  и  в  приспособленности  живых  существ  к  среде  обитания.
Между  живой  и  неживой  природой  существует    связи  обратного  характера, когда  живые  организмы   оказывают  влияние  на  окружающую  их  неживую  среду.
Интересны  связи  между  растениями  и  животными. С  одной  стороны, растения  служат  животным  пищей, создают  среду  их  обитания, дают  им  убежище, служат  материалом  для  построения  жилищ. С  другой  стороны. Животные  тоже  влияют  на  растения: распространяют  их   плоды  и  семена.
Между  животными  разных  видов  особенно  хорошо  прослеживаются  пищевые  связи. Это  отражено  в  понятиях  «насекомоядные  животные», «хищные  животные».
Существуют  своеобразные  связи  между  грибами, растениями  и  животными. Растущие  в  лесу  грибы  своей  подземной  частью  грибницей  срастаются  с  корнями  деревьев, кустарников, некоторых  трав. Благодаря  этому  грибы  получают  от  растений  органические  питательные  вещества, растения  от  грибов – воду, с  растворимыми  в   ней  минеральными  солями. Некоторые  животные  питаются  грибами  и  лечатся  ими.
Очень  большое  значение  имеет  раскрытие  связей  между  человеком  и  природой. Причем, человек  рассматривается  как  часть  природы, он  существует  внутри  природы  и  неотделим  от  неё. Воздействие  человека  на  природу  может быть  прямым – сбор  дикорастущих  растений  на  букеты, истребление  животных  на  охоте; и  косвенным – нарушение  местообитания  живых  организмов, то  есть  нарушение  того  состояния  неживой  или  живой  природы, которое  для данных  организмов  необходимо: загрязнение  воды  в  реке  приводит  к  гибели  рыбы, вырубка  старых  дуплистых  деревьев  ведет  к  уменьшению  численности  птиц, живущих  в  дуплах  и  так   далее.
Получая  определенную  систему  знаний  на  занятиях  по  экологии, во  время  экскурсий, наблюдений  дети  усваивают  нормы  и  правила  экологического  поведения  в  природе, так  как  через  экологическое  просвещение  воспитывается  ответственное  отношение   к  природе.
Мы, педагоги, создаем  на  занятиях  эмоционально-положительную  творческую  атмосферу, организуем  диалогическое  общение  с  детьми  и  с  природой.
В  нашем  дошкольном  учреждении  имеется  «Зимний  сад», в  каждой  группе  уголок  природы. На  территории  детского  сада  оформлена  «Альпийская  горка», «Экологическая  тропа», разнообразные  цветники, что  способствуют  развитию  у  детей  экологических  знаний, реализовать  идеи  освоения  детьми  образовательных  областей.
Мы  организовали  кабинет  лабораторию, где  проводится  детская  исследовательская  практика – дети  видят  проблемы, выдвигают  гипотезы, классифицируют, наблюдают, проводят  эксперименты, делают  выводы, готовят  собственные  проекты. Задачи  эти  трудные, но, будучи  адаптированы  к  возрасту, они  на  практике  решаются  успешно. Дети  работают  с  интересом  и  удовольствием  при  квалифицированном  руководстве  педагога – эколога.
Наша  экспериментальная  работа  показала, что  дети  осваивают  полный  цикл  обозначенных  проблем, например, в  старшей  группе, а  затем  все  ещё  раз  в  подготовительной  к  школе группе.
В  дошкольном  учреждении  с  учетом  возраста  дошкольников  организуются  исследовательские  деятельности, что  вызывает  особый  интерес  у  детей. Эффективной  организации  работы  с  детьми  способствует  прием использования  сказочных  героев: Дядюшка Ау, Незнайка, Почтальон  Печкин.
Экологическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста  должно  проводиться  систематически, с  использованием  местного  краеведческого  материала.
Воспитание, основанное  на  раскрытии  конкретных  экологических  связей, поможет  дошкольникам  усваивать  правила  и  нормы  поведения  в  природе.
Использованная  литература.
1.Машкова  С.В., Суздалева  Г.Н. Познавательно-исследовательские  занятия  с  детьми  5-7  лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
2.Николаева  С.Н. Методика  экологического  воспитания  дошкольников.
3.Рыжова  Н.А.. Наш  дом  природа. - М.:Карапуз - дидактика, 2005.
4.Рыжова  Н.А.. Развивающая  среда  дошкольных  учреждений

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год