Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект Тема: «Берегите природу» через сказки К.Чуковского «Путаница» и «Айболит»
Занятия по Экологии
Автор: Наталья Якименко   
31.05.2014 09:38

Проект Тема: «Берегите природу» через сказки К.Чуковского «Путаница» и «Айболит»Руководители проекта:
Воспитатель Якименко Н.А.- первая квалификационная категория.
Участники проекта:
- дети II младшей группы детского сада;
- воспитатели группы;
- родители;
Вид проекта:
Долгосрочный - летний период, досугово - познавательный с 1июня 2013 года по 31 августа 2013года.
Актуальность
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, интегрированный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания. Такое поведение формируется на основе осознания дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости ее охраны.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества через сказки К.Чуковского «Путаница» и «Айболит». Обогащение и активизация словаря. Развитие познавательного интереса, речевых навыков, систематизация и обобщение ранее полученных знаний. Сохранение и улучшение физического и психического развития.
Задачи:
1. укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;
2. формирование первичных представлений об экологических связях в природе у детей дошкольного возраста;
3. сформировать понятие того, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может;
4. формировать у детей систематические экологические знания, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней;
5. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей; познавательных и речевых умений;
6. Учить проводить многоразовые наблюдения объектов и исследовать опытническим путём, фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами, учить обсуждать и делать выводы.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
4-й – подготовка к презентации. Презентация проекта.
Предполагаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края
• Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
• Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

• Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

• Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

• Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

• Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада ( рыхление, полив, прополка).

• Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

• Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

* В природе все взаимосвязано.

* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

• Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

• Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

• К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Семья - важная жизненная цепочка, в которой экологические знания, приобретенные ребенком в детском саду, его первые представления о природе и окружающей среде объединяются с практикой повседневной жизни.

Формы работы:

1. беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок

2. мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

3. подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения

4. наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, игры с правилами

5. чтение, обсуждение, заучивание

6. совместные трудовые действия, поручения, дежурство, задания

7. слушание, исполнение, импровизация, музыкально – дидактические игры, инсценировка

Реализация проекта

С детьми проводились беседы «Чтобы быть здоровым», «Рядом вода», «Опасные растения», « «Пожар – это страшное бедствие», «Правила поведения в лесу», «Насекомые летом», «Растения летом», «Птицы и животные летом», «Вредные микробы». «На зарядку становись!», «Сигналы опасности природы», «Правила дорожного движения», «Летний день год кормит», «Изучаем свой организм», «Живые витамины», «Спички детям не игрушка», «Ядовитые ягоды и грибы», «Обитатели луга» и т.д.

Экскурсия «Необыкновенное путешествие в лес», по территории д/с. Создавались проблемные ситуации: «Как помочь лесу?», «Природа любит тишину», «Чему мы научились?» и т.д. Проводили экспериментальную деятельность с водой, песком, почвой, воздухом; наблюдали за насекомыми (например, опыт «Угостим муравьёв сахаром»), птицами. Рассматривали деревья, кустарники (определяли по характерным признакам хвойные и лиственные, плодовые и т.д.). Вместе с детьми ухаживали за посадками на огороде и цветнике (прополка, рыхление, полив), уточняли необходимые условия для роста растений.

Изучали сказки К. Чуковского «Путаница» и «Айболит» (по проекту). Рассматривали и обыгрывали проблемные ситуации по сказкам. Изучали правила поведения в природе и противопожарные правила поведения в повседневной жизни. Знакомились с профессиями пожарного и врача. По сказкам изготавливали настольный театр, атрибуты - привлекали родителей. Проводили тематические подвижные игры, с/р игры (например, «Служба спасения», «Лесная школа», «Лесная больница. Звери пострадали от пожара» и т.д.) Изучали жизнь обитателей леса, луга, водоёма через чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, д/игры: например, «Живое не живое», «Отгадай, кто мы?». «Что за зверь?», «Кто живёт в реке, море, океане?» и т.д.

Проводили познавательные развлечения под девизом «Каждое создание на Земле - прекрасно. Каждый приносит пользу» - это «День Бабочки», «День Гусеницы», «День Ящерки» и т.д. Интегрируемые области: познание, социализация, коммуникация, физическое развитие, художественное творчество.

Изготавливали поделки из природного материала, попутно изучая его (шишки, веточки с разных деревьев, камни, жёлуди, хвоя, листья растений и т.д.) – «Обитатели луга», «Лесовик», «Зверята», «Крокодил» и т.д. Вместе с детьми лепили - «Гусеничка», «Дерево» «Мы лужок лепили» и т.д., рисовали - «Весёлое лето», «Бабочка», «Лесные жители», «Жители водоёма», «Цветы», «Лесная полянка» и т.д. Делали аппликацию - «Лисичка», «Пожар», «Кит», «Не обижайте муравья» и т.д.

Инсценировали сказки К. Чуковского «Айболит» и «Путаница». Привлекали родителей к изготовлению атрибутов, элементов костюмов. Для родителей проводились консультации: «Лето – прекрасная пора», « Полезные советы» (здоровье, наблюдение за природой, правила безопасного поведения в природе и т.д.) Совместно с родителями подготовили выпуск стенгазеты экологической направленности «Природа детям».

Результаты:

 Дети умеют различать живую природу и неживую природу.

 Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

 Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе.

 У ребят сформировано стремление к исследованию объектов природы

 Ребята знают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

 Ребята знают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

 Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

 Ребята знают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

 У детей сформированы представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, о насекомых. У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 Многие дети научились проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы

 К экологическому проекту были привлечены родители. Создана газета «Природа детям»

ИЮНЬ

Направления Содержание

Физическое развитие Беседы: «Чтобы быть здоровым», «Рядом вода», «Опасные растения»

П/и : «День и ночь», «Кто где живёт?», «Непослушные поросята», «Пройди под верёвочкой», «Путаница», «Весёлая сороконожка»

д/и «Спортивные снаряды»

Социально – личностное развитие Беседы: «Маленький да удаленький», «Пожар – это страшное бедствие», «Правила поведения в лесу»

С/р игра «Поликлиника. Звери пострадали на пожаре – окажем им помощь»

Сюжетная игра «Мы садоводы» (в течение лета) - посадки на грядке и клумбах, способы ухода за растениями

Познавательно-речевое развитие Беседы: «Насекомые летом», «Растения летом», «Птицы и животные летом», «Народные приметы – июнь» в течение месяца

Чтение сказки К.И. Чуковского «Путаница», загадки о животных, насекомых, растениях

С/р. игра «Исследователи», игры «Угадай цветок по запаху», «Что за зверь?»

Опыты «Вода», «Воздух», игры с водой

Игры с песком «Каждому зверю своя норка», «Весёлая ладошка»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Весёлое лето», «Бабочка», лепка «Гусеничка»

Аппликация «Лисичка», «Пожар»

Конструирование из бумаги «Волшебные полоски» (изготовление персонажей сказки «Путаница» для настольного театра)

Поделки из природного материала «Лесная поляна», «Крокодил»

«День Бабочки», «День Гусеницы» под девизом: каждое создание на земле – прекрасное

Инсценировка сказки «Путаница» - в конце месяца

Сотрудничество с родителями Консультации для родителей: «Лето – прекрасная пора. Полезные советы» (здоровье, наблюдение за природой, правила безопасного поведения в природе)

Привлечение к изготовлению атрибутов для инсценировки сказки Чуковского «Путаница»

Привлечение к написанию небольших рассказов «Как мы бережём природу»

Привлечение к проведению «Дня Бабочки», «Дня Гусеницы»

ИЮЛЬ

Направления Содержание

Физическое развитие Беседы: «Вредные микробы», «На зарядку становись!», «Сигналы опасности природы»

П/и : «Разбуди Филю», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Весёлый бегемот»

Игры-медитации: «Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко»

д/и «Виды спорта»

Социально – личностное развитие Беседы: «Добро и зло», «Весёлая компания», «Правила дорожного движения»

С/р игра «Лесная больница», «Лесная школа»

Сюжетная игра «Мы садоводы» (в течение лета) - посадки на грядке и клумбах, способы ухода за растениями

Познавательно-речевое развитие Беседы: «Летний день год кормит», «Как помочь лесу?» - проблемная ситуация, «Народные приметы – июль» в течение месяца, «Кто живёт в реке, море, океане?»

Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит», О.Зыкова «Ветврач», Н.Сладков «Лесные мастера»

С/р. игра «Исследователи» (продолжение), «Отгадай, кто мы?» - экологические загадки

Д/и «Незнайкин клад» - ознакомление с разными материалами и их свойствами, д/и «Опиши - мы отгадаем», «Угадай по описанию», д/и «Живое не живое»

Опыты «Песок, почва, глина», игры с песком и водой

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Лесные жители», «Жители водоёма» - выставка детских работ «Люби, знай, оберегай наш родной лес». Лепка «Дерево»

Аппликация «Кит», «Не обижайте муравья»

Конструирование из песка «Наш общий дом»

Поделки из природного материала «Лесовик», «Зверята»

«День Рыбки», «День Ящерки» под девизом: каждое создание на земле – прекрасное.

Развлечение «День Ивана Купала»

Сотрудничество с родителями Организация фотовыставки, выставки рисунков «Что мы видели в лесу»

Привлечение к проведению развлечений «День Рыбки», «День Ящерки», «День Ивана Купала»

АВГУСТ

Направления Содержание

Физическое развитие Беседы: «Изучаем свой организм», «Живые витамины», «Чему мы научились?»

П/и : «Зайцы в лесу», «Медведь что ешь?», «Поймай комара», «Теремок», «Гуси-лебеди»

Спортивное развлечение «Лесная эстафета»

Социально – личностное развитие Беседы: «Медвежонок на прогулке», «Спички детям не игрушка», «Ядовитые ягоды и грибы»

С/р игра «Семья», «Служба спасения»

Сюжетная игра «Мы садоводы» (в течении лета) - посадки на грядке и клумбах, способы ухода за растениями

д/и «Дополни предложение», «Кому что?»

Познавательно-речевое развитие Экскурсия «Необыкновенное путешествие в лес»

Беседы: «Обитатели луга», «Природа любит тишину» - проблемная ситуация, «Народные приметы – август» в течение месяца, «Дары лета»

Чтение: Е.Трутнева «Цветы», А.Прокофьев «В лесу ночью», Е.Трутнева «Дождик», В.Танасийчук «Цепочки в лесу»

С/р игра «Семья. Приготовим обед для семьи из полезных продуктов»

«Отгадай-ка загадки, что же выросло на грядке?» - экологические загадки

Д/и «Можно - нельзя»,

Опыты «Солнечный зайчик», рассматривание насекомых в естественных условиях, опыт «Угостим муравьёв сахаром», игры с песком и водой

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Цветы», «Лесная полянка»; лепка «Мы лужок лепили»; аппликация «Кувшинка»

Конструирование из бумаги «Красивые цветы»

Поделки из природного материала «Обитатели луга»

Развлечение «Сказочный лес»

Сотрудничество с родителями Привлечение к проведению развлечения «Сказочный лес» - изготовление атрибутов

Привлечение к выпуску стенгазеты экологической направленности «Природа детям»

Проведение родительского собрания на тему «Как мы провели лето»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год