Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Занятия по Экологии
Автор: Тютюгина Мария Борисовна   
27.07.2015 09:46

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

МБДОУ «Д/с «Воробушек» с. Русский Акташ» Альметьевский район, Татарстан Подготовила: воспитатель Тютюгина Мария Борисовна

2 МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА МБДОУ «Д/с «Воробушек» с. Русский Акташ» Альметьевский район, Татарстан

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
  • расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;
  • познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий — узкий, высокий — низкий.

Развивающие задачи:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
  • развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа

  • Рассматривание н/д пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;
  • беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных;
  • д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал

  • Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: По каким признакам вы видите, что зима?

Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она?

Дети: Широкая. (Дети парами проходят по дороге)

Воспитатель: Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети: К реке.

Воспитатель: Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Все органы спят, холода не чувствуют.

Воспитатель: Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. По какому мосту мы сейчас пойдём?

Дети: По узкому.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту)

Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

(Раздаётся храп медведя)

Воспитатель: А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети: Спит в своей берлоге.

Воспитатель: А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель: Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Синицы, снегири.

Воспитатель: Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.

(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса)

Хозяйка леса: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Хозяйка леса: Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель: Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод.

(Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса)

Хозяйка леса: Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка леса: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А какое это дерево?

Дети: Берёза.

Хозяйка леса: А что есть у берёзы?

Дети: Ствол, ветки.

Хозяйка леса: Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети: Ёлка..

Хозяйка леса: А что есть у ёлки?

Дети: Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса: Ёлка – низкое дерево. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе.

(Дети делают упражнение на дыхание)

Упражнение на дыхание.

  1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза
  2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза

Хозяйка леса: Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт.

Цель опыта: Определение прозрачности снега и льда.

Ход опыта.

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса: Какой снег? Потрогайте его.

Дети: Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса: Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети: Холодный, мокрый.

Хозяйка леса: Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега я кладу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети: Ничего.

Хозяйка леса: Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети: Красную бумагу.

Хозяйка леса: Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, не пора бы нам возвращаться.

Хозяйка леса: Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ.

Куда мы сегодня ходили с вами?
Что видели по дороге?
Кто встретился в лесу?
Катя Г. Что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед — прозрачный, а снег — непрозрачный. Наше занятие закончилось.

Программное содержание

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий — узкий, высокий — низкий.

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа

Рассматривание н/д пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: По каким признакам вы видите, что зима?

Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она?

Дети: Широкая. (Дети парами проходят по дороге)

Воспитатель: Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети: К реке.

Воспитатель: Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Все органы спят, холода не чувствуют.

Воспитатель: Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. По какому мосту мы сейчас пойдём?

Дети: По узкому.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту)

Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

(Раздаётся храп медведя)

Воспитатель: А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети: Спит в своей берлоге.

Воспитатель: А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель: Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Синицы, снегири.

Воспитатель: Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.

(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса)

Хозяйка леса: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Хозяйка леса: Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель: Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод.

(Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса)

Хозяйка леса: Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка леса: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А какое это дерево?

Дети: Берёза.

Хозяйка леса: А что есть у берёзы?

Дети: Ствол, ветки.

Хозяйка леса: Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети: Ёлка..

Хозяйка леса: А что есть у ёлки?

Дети: Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса: Ёлка – низкое дерево. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе.

(Дети делают упражнение на дыхание)

Упражнение на дыхание.

  1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза
  2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза

Хозяйка леса: Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт.

Цель опыта: Определение прозрачности снега и льда.

Ход опыта.

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса: Какой снег? Потрогайте его.

Дети: Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса: Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети: Холодный, мокрый.

Хозяйка леса: Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега я кладу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети: Ничего.

Хозяйка леса: Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети: Красную бумагу.

Хозяйка леса: Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный.

Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, не пора бы нам возвращаться.

Хозяйка леса: Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ.

Куда мы сегодня ходили с вами?

Что видели по дороге?

Кто встретился в лесу?

Катя Г. Что тебе больше всего понравилось?

А тебе Данил?

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед — прозрачный, а снег — непрозрачный. Наше занятие закончилось.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год