Экологическое воспитание дошкольников — это важно! |
Занятия по Экологии | |
Автор: Марусенко Оксана Анатольевна | |
11.07.2025 06:19 | |
Цель экологического воспитания дошкольников мы видим в формировании у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к окружающему миру, понимания взаимосвязи человека и природы, а также развития навыков экологически целесообразного поведения. Ориентируясь на поставленную цель, в нашем детском саду ведется работа по решению следующих задач:
Для более углубленной работы по этому направлению в дошкольном учреждении педагогами разработана парциальная программа «Маленькие чудеса в большой природе» (далее Программа)
Формирование у дошкольников экологической культуры, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умения жить в гармонии с природой является основной целью Программы. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения путем экспериментальной деятельности. В ходе реализации Программы у детей вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Формирование основ экологической культуры у детей-дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи человека и природы. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В ходе реализации программы с дошкольниками были проведены интересные занятия «Природа-наш друг», «Путешествие в лес», «Вода-источник жизни». Реализованы проекты «Береги природу», «Животный мир нашего края». Деятельность, организованная педагогами всегда интересна детям. В процессе ознакомления со свойствами воды дети изобретали фильтры для очищения воды, проводили эксперименты по изучению различных состояний воды (пар, лед, вода). Также ребята знакомились с нашей рекой Обь. По теме «Пусть наша река будет чистой» дети высказывали свои предложения, как сделать так /, чтобы река осталась чистой и что дети могут для этого сделать. ВЫСКАЗЫВАНИЯ АНЯ: НЕ БРОСАТЬ В РЕКУ МУСОР, КОГДА ПРИХОДИШЬ НА ПЛЯЖ. ЛЕРА: НЕЛЬЗЯ МЫТЬ МАШИНУ В РЕКЕ. С детьми изучались такие темы «Чем опасен пластиковый мусор?», «Кому страшны батарейки?», «Сохраним наш лес», «Кто заботится о лесе? (профессия лесника)». При изучении темы по загрязнению планеты, дети говорили о том, что мусор бывает разный и как сделать, что бы планета стала чище. В рамках сотрудничества с НРОО «Экологи» дети участвовали в акции «Разделяй и сохраняй». Детский сад уже на протяжении нескольких лет является победителем городской акции по сбору макулатуры. Также в рамках сотрудничества с НРОО «Экологи» мы не забываем о наших меньших друзьях. Дети участвовали в акции «Миска добра» (помощь приютам бездомным животным) и «Добрый урожай» (помощь животным зоопарка) В тоже время изучали с дошкольниками способы общения с животными «Человек и животные -безопасность общения». На территории детского сада малыши заботятся о птицах. Для них сделан специальный городок с «Птичьей столовой». Летом мы с ребятами сделали еще один интересный домик – «Дом для насекомых» Каждую весну дети занимаются посадкой рассады в рамках проектов «Огород на окне» и «Как сделать планету зеленой?» В группе создана предметно – пространственная развивающая среда, способствующая изучению тем по экологическому воспитанию дошкольников. Дети вместе с родителями ежегодно участвуют в нашей акции «Мой чистый город», и с дошкольниками проводятся беседы о том, как охранить чистоту города? В процессе разнообразной деятельности у детей формируются представления о взаимосвязях в системе «Человек — природа» в самой природе, посредством экспериментальных действий, формируются основы экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром через практическую деятельность с живыми и неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом. У дошкольников развивается познавательный интеллект: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать знаково-символическую деятельность в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Мы воспитываем у них чувство ответственности за состояние окружающей среды.
|