Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO — технологии».
Занятия по Экологии
Автор: Ульдина Ирина Викторовна   
21.10.2021 21:26

«Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO — технологии».«Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO — технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально — личностному развитию детей № 9 «Семицветик»

Ф.И. О. авторов/реализаторов практики Ульдина Ирина Викторовна

  • тип представленной образовательной практики:
  • образовательная практика
  • направление представленной практики:
  • Обновление содержания и технологий дополнительного образования.
  • Ключевые слова образовательной практики: экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность, сотрудничество, команда, социализация, успешность.
  • На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
  • дополнительное образование детей и взрослых
  • группа участников образовательной деятельности направлена на:
  • воспитанники средне-старших групп
  • родителей.

Данная практика направлена обучить участников внедрению LEGO -технологии с целью повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Практика связана с технологией LEGO — конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, художественно-эстетические, конструкторские способности ребенка. Представленная практика расширит знания детей о мире животных, растений, поможет развить конструктивно-модельное творчество, воспитать бережное отношение к миру природы.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Формирование бережного отношения к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период. Мир животных и растений необычайно разнообразен и привлекателен и для дошкольников. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животному и растительному миру природы. Оказалось, дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животных, неумение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. Дошкольники в игре часто используют готовые макеты животных, деревьев, но никогда сами не строят их из лего-деталей. Одним из эффективных способов, оказывающих влияние на уровень экологического образования дошкольников, является применение LEGO — технологии.

Цель: Развитие познавательных, творческих, конструкторских способностей дошкольников и повышению уровня экологической воспитанности, на основе различных модификаций наборов «Лего-конструирование».

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в паре, команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
  2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  4. Совершенствовать у дошкольников умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, практические навыки конструирования и моделирования по образцу, схеме, операционной карте, условиям, по собственному замыслу.
  5. Научить выделять характерные особенности животных, растений при моделировании.
  6. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности. 7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 8. Повысить интерес родителей к конструктивной деятельности как основе первоначальных инженерных навыков у детей через организацию активных форм работы с ними.

Основная идея практики связана с технологией лего- конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, конструктивно-модельные, художественно-эстетические способности ребенка.

  • расширится представления о природе
  • сформируется начала экологической культуры у детей
  • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через LEGO конструирование, как результат дети участвуют в проектной деятельности в выставках «LEGO природа».

Принципы:

  1. Принцип «субъектности деятельности» — заключается в том, что ребенок выстраивает деятельность самостоятельно: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.;
  2. Принцип творчества — означает приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности;
  3. Принцип вариативности- предполагает формирование способностей ребенка к отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;
  4. Принцип психологической комфортности– заключается в создании на занятиях доброжелательной атмосферы; развитии диалоговых форм общения.

Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированных технологий, технологии организации проектно-исследовательской деятельности, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения, технология сотрудничества: направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия; технологии дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения. Методы организации учебного процесса: словесные: вербальные (беседа, объяснение, дискуссия, рассказ); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (практические работы); продуктивные (проблемные, поисковые). Формы организации учебной деятельности: теоретические занятия, практические занятия, конкурсы, разработка и защита проекта, выставки, викторины, встречи с интересными людьми. По формам познавательной деятельности учащихся: фронтальная форма; микрогрупповая форма; групповая форма; индивидуальная форма.

Ожидаемые результаты:

Практика предоставит каждому ребенку возможность не только получать знания о мире животных и растений, но и развивать художественно-эстетические, творческие и конструктивные способности, формировать коммуникативные навыки, открыть начальные предпосылки исследовательской деятельности. Разнообразные ситуации общения с животным миром заинтересуют дошкольников, дадут им большой запас представлений об их особенностях, повадках, сформируют навык взаимодействия с ними. Дети научатся моделировать разных животных из лего- деталей и использовать их в игре. Эстетическое восприятие окружающего мира обеспечат родители своим детям непосредственным «живым» совместным общением с природой.

Средняя группа 4-5 лет

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к легоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
  • Моделирует предметы и механизмы с использованием деталей LEGO на основе, образца, простейшей схемы, по замыслу.
  • Способен дополнить свою модель деталями, обыграть её используя дополнительные элементы.
  • Объединиться в игре со сверстниками.
  • Совершенствует способы соединения деталей и мелких элементов конструктора Lego между собой.
  • Способен назвать свою постройку, объяснить назначение функциональных элементов. Договориться со сверстниками о совместной игре или постройке.

Старшая группа 5-6 лет

  • ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать
  • знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную задачу.
  • Способен сравнить свой результат с замыслом; оценить достижения сверстников; развить их техническую идею.
  • Владеет навыком сюжетной постройки на основе конструктора LEGO
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором
  • Объясняет особенности постройки, соотнося со схемой.
  • Договаривается со сверстниками о совместной постройке, сюжете.
  • Анализируя технические идеи других высказывает свои предпочтения.
  • способы/средства/инструменты измерения результатов

Входной контроль: беседа, игра.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа.

Промежуточный контроль: выставка, конкурс, исследовательская работа.

Итоговый контроль: конкурсы, исследовательская работа, открытое занятие, итоговое занятие, игры.

При реализации данной практики следует предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

  1. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
  2. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Устранение рисков:

  1. Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;
  2. Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте учреждения и т.д.).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год