Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Экологии
Автор: Колесова Ольга Юрьевна   
21.12.2025 11:56

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Колесова Ольга Юрьевна, старший воспитатель, МАДОУ №82, г. Томска

Среди проблем, возникающим перед современным обществом, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

 

Хочется вспомнить слова В. Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно» [1]. Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети.

Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности.

Воспитание бережного отношения к природе в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогами давно подмечено, что детям свойственно наглядно – образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Если во время прогулок систематически наблюдать с детьми за насекомыми и птицами, то у них накопятся определенные знания в области биологии и экологии.

В детском саду дети ухаживают за птицами, которые содержатся в клетке, и у них формируются не только трудовые навыки, но и нравственные черты характера. Воспитатели объясняют детям, что птицы, прожившие в клетке больше месяца, привыкают к людям и теряют способность жить на свободе. Уяснив это, дети ни когда не откроют клетку на улице, когда вынесут птиц на прогулку.

По – разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи любят. Как найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой – вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение. Ранней весной начинается нашествие на первоцветы. Дети безжалостно вырывают их с корнями и бросают, порой никакие запреты не помогают. Можно попробовать с детьми высаживать растения в горшки, делать сбор листьев в лекарственных целях. Если дети посадили растения, вырастили их, то можно с уверенностью сказать, что рвать и топтать цветы не будут.

В качестве эффективных форм организации образовательного процесса по формированию экологических знаний у дошкольников можно отметить:

  1. Проведение «уроков доброты», цель которых заключается в развитии интереса к природе, желания беречь ее и заботится о ней. Такие уроки воздействуют на душу ребенка, сочетаются с музыкой, художественной литературой.
  2. Обсуждение и проигрывание ситуаций – эта форма способствует закреплению в создании норм и правил поведения в природе
  3. Экологические экскурсии. Во время таких экскурсий дети знакомятся с природой родного края, могут собирать лекарственные растения, природный материал. Результаты работы можно оформить в виде альбомов, рисунков.
  4. Коллекционирование – это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционировать можно минералы, открытки. Они могут лечь в основу выставки о природных богатствах России.
  5. Экологические наблюдения. Проводим с детьми в течение всего года на участке, во время экскурсий (за деревьями, травами, птицами во все времена года).
  6. Практическая деятельность. Цель ее – закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды. Наши воспитанники участвуют в уборке территории детского сада, высадке рассады цветов на клумбы. Вместе с детьми составляем экологические карты: какие деревья и растения где растут.

Ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому педагоги широко используют различные игры экологического содержания – ведь именно в игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления.

Таким образом, разнообразные формы и методы образовательного процесса позволяют детям ближе познакомиться с природой и больше узнать о ней, сформировать экологические знания на элементарном уровне. Воспитание с раннего возраста бережного отношения к окружающей природе способствует становлению активной жизненной позиции в вопросах рационального природопользования. Конечно, наши начинания далеки до завершения, но мы видим, что результаты уже есть. Дети стали более осознанно относиться к природе. Осенью заготавливают корм для птиц, вместе с родителями изготавливают кормушки, весной выращивают рассаду, летом ухаживают за саженцами. На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе: в лесу нужно ходить только по тропинкам (можно наступить на насекомых, прячущихся в траве, на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и корни растений «задыхаются» без воздуха) и т.д.

Следует сказать, что воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями воспитанников, без их поддержки. К сожалению, еще многие родители не предают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к родной природе. Решая задачу экологического воспитания детей, мы проводим активную работу в этом направлении и с родителями. На первом родительском собрании перед родителями были поставлены следующие задачи:

  • приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. (Ведь не редко родители позволяют рвать цветы на газонах и клумбах)
  • систематически обращать на взаимосвязь природы и человека. Учить детей замечать красоту окружающей природы.

В беседах с родителями мы рекомендуем обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное к ней отношение. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. При озеленении территории детского сада привлекаем родителей к посадке деревьев и кустарников и стараемся, чтобы каждый кустик, каждый цветочек был высажен вместе с детьми. Наша работа по воспитанию у детей бережного отношения к природе дает положительные результаты. Как отмечают учителя начальной школы, наши выпускники ответственны и выполняют любую работу по уходу за растениями. Радует и вселяет надежду то, что они всегда будут жить в гармонии с природой и сделают все, чтобы ни одно живое существо (будь то растение или животное) не исчезло.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год