| ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
| Занятия по Экологии | |
| Автор: Колесова Ольга Юрьевна | |
| 21.12.2025 11:56 | |
|
Колесова Ольга Юрьевна, старший воспитатель, МАДОУ №82, г. Томска Среди проблем, возникающим перед современным обществом, проблема бережного отношения к природе – одна из важнейших. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Хочется вспомнить слова В. Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно» [1]. Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым. Любовь к природе у детей надо воспитывать, вовлекая ребенка в различные виды деятельности. Воспитание бережного отношения к природе в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогами давно подмечено, что детям свойственно наглядно – образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Если во время прогулок систематически наблюдать с детьми за насекомыми и птицами, то у них накопятся определенные знания в области биологии и экологии. В детском саду дети ухаживают за птицами, которые содержатся в клетке, и у них формируются не только трудовые навыки, но и нравственные черты характера. Воспитатели объясняют детям, что птицы, прожившие в клетке больше месяца, привыкают к людям и теряют способность жить на свободе. Уяснив это, дети ни когда не откроют клетку на улице, когда вынесут птиц на прогулку. По – разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи любят. Как найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой – вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение. Ранней весной начинается нашествие на первоцветы. Дети безжалостно вырывают их с корнями и бросают, порой никакие запреты не помогают. Можно попробовать с детьми высаживать растения в горшки, делать сбор листьев в лекарственных целях. Если дети посадили растения, вырастили их, то можно с уверенностью сказать, что рвать и топтать цветы не будут. В качестве эффективных форм организации образовательного процесса по формированию экологических знаний у дошкольников можно отметить:
Ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому педагоги широко используют различные игры экологического содержания – ведь именно в игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления. Таким образом, разнообразные формы и методы образовательного процесса позволяют детям ближе познакомиться с природой и больше узнать о ней, сформировать экологические знания на элементарном уровне. Воспитание с раннего возраста бережного отношения к окружающей природе способствует становлению активной жизненной позиции в вопросах рационального природопользования. Конечно, наши начинания далеки до завершения, но мы видим, что результаты уже есть. Дети стали более осознанно относиться к природе. Осенью заготавливают корм для птиц, вместе с родителями изготавливают кормушки, весной выращивают рассаду, летом ухаживают за саженцами. На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе: в лесу нужно ходить только по тропинкам (можно наступить на насекомых, прячущихся в траве, на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и корни растений «задыхаются» без воздуха) и т.д. Следует сказать, что воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями воспитанников, без их поддержки. К сожалению, еще многие родители не предают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к родной природе. Решая задачу экологического воспитания детей, мы проводим активную работу в этом направлении и с родителями. На первом родительском собрании перед родителями были поставлены следующие задачи:
В беседах с родителями мы рекомендуем обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное к ней отношение. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. При озеленении территории детского сада привлекаем родителей к посадке деревьев и кустарников и стараемся, чтобы каждый кустик, каждый цветочек был высажен вместе с детьми. Наша работа по воспитанию у детей бережного отношения к природе дает положительные результаты. Как отмечают учителя начальной школы, наши выпускники ответственны и выполняют любую работу по уходу за растениями. Радует и вселяет надежду то, что они всегда будут жить в гармонии с природой и сделают все, чтобы ни одно живое существо (будь то растение или животное) не исчезло.
|



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ








