Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Беречь и охранять природу»
Занятия по Экологии
Автор: Курчина Надежда Витальевна   
18.12.2025 19:02

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Беречь и охранять природу»Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Беречь и охранять природу»

Курчина Надежда Витальевна Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 125» г. Чебоксары

Возрастная категория детей: старшая группа

Вид детской деятельности: познавательная,

Тип занятия: интегрированная,

Образовательная область: «Познавательное развитие»,

Интеграция с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формировать представления детей о живых и неживых существах. Подвести их к выводу, что живые существа – это те, которые дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются.
  • учить детей ценить красоту природы, животных
  • познакомить детей с характерными признаками живого: растет, дышит, двигается, питается, размножается.

 

Развивающие задачи:

  • развивать быстроту реакций, сообразительность, логическое мышление, развивать кругозор.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание участвовать в совместной деятельности
  • подвести детей к пониманию того, что нужно беречь природу, животных, охранять их и любить.

Предшествующая работа: прогулки в лес, парк, на луг, рассматривание деревьев, цветов, растений, наблюдение за собакой, кошкой, птицами, беседа о значении природы, животных, птиц в жизни человека.

Материалы и оборудования: зал, оформленный под поляну, макеты деревьев, елок, пеньков, цветов, грибов, гнездо.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня прекрасная погода, и мы с вами вместо прогулки на участке пойдем гулять в лес, на поляну. Рассмотрим деревья, листочки на деревьях, траву, цветы, послушаем пение птиц, погреемся на солнышке, отдохнем. Только давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. Можно ли ломать ветки? Рвать цветов? Пугать птиц? и т. д.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, а теперь пойдемте в лес.

Воспитатель с детьми отправляются в «лес» — в зал. Зал оформлен под поляну – на поляне березы, елочки, цветы, грибы. Они подходят к «поляне» и вдруг видят ужасную картину. На поляне Баба-Яга и Леший. Они хулиганят.

Баба-Яга: Что-то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво, когда птицы поют, когда тишина и уют. Давай мы все здесь переделаем по-своему.

Леший: Давай, Бабуся-Ягуся. Ты цветов нарви и веточки для веников, да выбирай веточки получше, а я пока в гнездо погляжу. Что там есть?

Баба-Яга: Молодец, Леший! (И они начинают безобразничать – Баба-Яга ломает ветки, а Леший лезет в гнездо).

Воспитатель: Хорошо они делают или плохо?

Дети: Плохо!

Воспитатель: А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко все «Нельзя!»

Дети: Нельзя! Нельзя!

Баба-Яга: Ой, что это? Гром, что ли? Или сила нечистая?

Леший (от крика детей падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами): Ой, боюсь, сгинь, сгинь, нечистая сила!

Воспитатель: Что это вы здесь хулиганите, все ломаете, гнезда разоряете?

Леший: Ой, бабуся, к нам гости пожаловали! Они, наверное, тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай их пригласим с нами повредничать.

Баба-Яга: Давай пригласим. Приходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.

Воспитатель: Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему) Разве можно лес обижать?

Цветы и веточки ломать?

Птичьи гнезда разорять?

Грибы и ягоды топтать?

(Обращается к детям).

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы – они живые.

Баба-Яга: Деревья живые? Трава живая?

Леший: Цветы живые? Кусты живые?

Воспитатель: А как вы, дети, думаете?

Ответы детей.

Воспитатель (берет в руки горшок с цветущим цветком): Посмотрите, вот цветок – он живой. А как вы думаете, (обращается к Бабе-Яге и Лешему) почему он живой?

Баба-Яга и Леший: А кто сказал, что он живой, я говорю, что он не живой.

Леший: Да он не ходит, не ест кашу, не пьет сок и не одевает шубу. (Оба смеются.)

Воспитатель: А как вы думаете, дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения – живые, и вот почему:

  • цветок растет (был маленький, когда его посадили)
  • дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Вот почему очень часто нужно протирать листья у цветов
  • он питается. Мы его поливаем, и он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет
  • цветок размножается. У него появляются ростки или «детки», и потом мы их отсаживаем в другой горшок, и они растут.

Воспитатель (обращается к детям): Хорошо ли сделали Баба-Яга и Леший или плохо?

Дети: Плохо!

Воспитатель: Посмотрите, сколько цветов они сорвали и выбросили, сколько веточек сломали, гнездо разорили!

Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы.

Баба-Яга: А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.

Воспитатель: Ну и что? Дети, если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту, она приживется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сломали ветку, она теперь живая или неживая?

Дети: Неживая.

Воспитатель: А цветок живой или неживой?

Дети: Неживой.

Воспитатель: Слышите. Баба-Яга и Леший? Он стал неживым, потому что вы постарались и сделало их неживыми. Сорванные цветы будут расти?

Дети: Нет.

Воспитатель: Они будут цвести?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, они неживые. Вы вредные, Баба- Яга и Леший.

Баба-Яга: Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими и будем слушать вашу воспитательницу.

Воспитатель: А как вы думаете, птицы живые?

Дети: Живые.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Да, птицы умеют летать, они растут, питаются, размножаются. А можно птиц ловить и сажать в клетки?

Дети: Нельзя.

Баба-Яга: Можно. А хотите, мы вам сейчас много-много птиц поймаем? (Обращается к детям.)

Дети: Нет, не хотим.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о маленькой птице, слушайте внимательно.

Воспитатель читает рассказ Н. Стиценко «Синичка».

Воспитатель: Понравился рассказ? А теперь послушайте мои вопросы:

- Какую птицу поймал Микола и отдал Яше? /Синичку/

- Куда посадил ее Яша?

- Хорошо было синичке в клетке?

- Как мама отнеслась к тому, что Яша держал синичку в клетке?

- Что сделала мама Яши утром?

- Понравилось Яше сидеть закрытым?

- Что он сделал с синичкой потом?

Воспитатель: Вот такой рассказ – всем животным, птицам очень плохо в неволе, они плачут, тоскуют. Никогда их не ловите и не сажайте в клетки. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А та, Леший, разорил гнездо. Где теперь будут жить птенцы? Тебе не жалко их?

Леший (плачет): Жалко. Больше так делать не буду.

Воспитатель: Вот у меня здесь семена в корзиночке. Когда наступит весна, мы посадим эти семена и вырастет много-много цветов. А гнездо Леший и Баба-Яга поставят на место. Мы же с ребятами пока будем отгадывать загадки:

  1. На шесте дворец, во дворце певец. /Скворец/
  2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

По ночам кочует, коноплю ворует. /Воробей/

3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. /Сова/

4. Держит девочка в руке облако на стебельке.

Стоит дунуть на него – и не будет ничего. /Одуванчик/

5. Растут – зеленеют,

Упадут – желтеют. /Листья/

6. Много рук, а нога одна. /Дерево/

Воспитатель: Молодцы! Ну, как там наши друзья, справились? Ну вот и хорошо. А теперь, дети, и вы, Баба-Яга и Леший, приберемся на поляне, соберем весь мусор.

Игра «Кто скорей наберет в корзинку».

Воспитатель: Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Давайте сейчас немного отдохнем, проведем физкультуру.

1) «Цветок» — руки плавно поднимаются вверх и опускаются.

Вырос высокий цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

2) «Зайцы»: Скачет зайка косой

Под высокой сосной,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

3) «Птички»: Птицы полетели, крыльями махали

На деревья сели, вместе отдыхали.

Воспитатель: Отдохнули? Ну вот и хорошо. А теперь давайте сыграем с вами в дидактическую игру «Живая – неживая»

Воспитатель раскладывает на «поляне» картинки с изображением игрушек, растений, животных, птиц. Говорит:

- Вам нужно выбрать картинки с живыми существами, например – стол – живой или неживой, машина – живая или неживая, а цветок? и т.д. Картинки с живыми существами мы будем отдавать бабе-Яге, а с неживыми – Лешему. Согласны? Тогда играем.

Игра «Живая – неживая»

Воспитатель: Вот мы и поиграли, отдохнули на поляне. Баба-Ягу и Лешего перевоспитали. А что нового узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Бабой – Ягой и Лешим и пожелаем им никогда не безобразничать в лесу. И вы, ребятки, тоже поступайте правильно!

Дети уходят.

Литература

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада (5-6 лет) / С. Н. Николаева. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с.
  2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  5. Шорыгина, Т. А. Беседы о природе. Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год