| Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Беречь и охранять природу» |
| Занятия по Экологии | |||
| Автор: Курчина Надежда Витальевна | |||
| 18.12.2025 19:02 | |||
|
Курчина Надежда Витальевна Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 125» г. Чебоксары Возрастная категория детей: старшая группа Вид детской деятельности: познавательная, Тип занятия: интегрированная, Образовательная область: «Познавательное развитие», Интеграция с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Программное содержание: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предшествующая работа: прогулки в лес, парк, на луг, рассматривание деревьев, цветов, растений, наблюдение за собакой, кошкой, птицами, беседа о значении природы, животных, птиц в жизни человека. Материалы и оборудования: зал, оформленный под поляну, макеты деревьев, елок, пеньков, цветов, грибов, гнездо. Ход занятия Воспитатель: Дети, сегодня прекрасная погода, и мы с вами вместо прогулки на участке пойдем гулять в лес, на поляну. Рассмотрим деревья, листочки на деревьях, траву, цветы, послушаем пение птиц, погреемся на солнышке, отдохнем. Только давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. Можно ли ломать ветки? Рвать цветов? Пугать птиц? и т. д. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, а теперь пойдемте в лес. Воспитатель с детьми отправляются в «лес» — в зал. Зал оформлен под поляну – на поляне березы, елочки, цветы, грибы. Они подходят к «поляне» и вдруг видят ужасную картину. На поляне Баба-Яга и Леший. Они хулиганят. Баба-Яга: Что-то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво, когда птицы поют, когда тишина и уют. Давай мы все здесь переделаем по-своему. Леший: Давай, Бабуся-Ягуся. Ты цветов нарви и веточки для веников, да выбирай веточки получше, а я пока в гнездо погляжу. Что там есть? Баба-Яга: Молодец, Леший! (И они начинают безобразничать – Баба-Яга ломает ветки, а Леший лезет в гнездо). Воспитатель: Хорошо они делают или плохо? Дети: Плохо! Воспитатель: А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко все «Нельзя!» Дети: Нельзя! Нельзя! Баба-Яга: Ой, что это? Гром, что ли? Или сила нечистая? Леший (от крика детей падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами): Ой, боюсь, сгинь, сгинь, нечистая сила! Воспитатель: Что это вы здесь хулиганите, все ломаете, гнезда разоряете? Леший: Ой, бабуся, к нам гости пожаловали! Они, наверное, тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай их пригласим с нами повредничать. Баба-Яга: Давай пригласим. Приходите, гости дорогие, будем вместе вредничать. Воспитатель: Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему) Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям). Дети: Нельзя. Воспитатель: Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы – они живые. Баба-Яга: Деревья живые? Трава живая? Леший: Цветы живые? Кусты живые? Воспитатель: А как вы, дети, думаете? Ответы детей. Воспитатель (берет в руки горшок с цветущим цветком): Посмотрите, вот цветок – он живой. А как вы думаете, (обращается к Бабе-Яге и Лешему) почему он живой? Баба-Яга и Леший: А кто сказал, что он живой, я говорю, что он не живой. Леший: Да он не ходит, не ест кашу, не пьет сок и не одевает шубу. (Оба смеются.) Воспитатель: А как вы думаете, дети? Ответы детей. Воспитатель: Растения – живые, и вот почему:
Воспитатель (обращается к детям): Хорошо ли сделали Баба-Яга и Леший или плохо? Дети: Плохо! Воспитатель: Посмотрите, сколько цветов они сорвали и выбросили, сколько веточек сломали, гнездо разорили! Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы. Баба-Яга: А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим. Воспитатель: Ну и что? Дети, если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту, она приживется? Дети: Нет. Воспитатель: Сломали ветку, она теперь живая или неживая? Дети: Неживая. Воспитатель: А цветок живой или неживой? Дети: Неживой. Воспитатель: Слышите. Баба-Яга и Леший? Он стал неживым, потому что вы постарались и сделало их неживыми. Сорванные цветы будут расти? Дети: Нет. Воспитатель: Они будут цвести? Дети: Нет. Воспитатель: Значит, они неживые. Вы вредные, Баба- Яга и Леший. Баба-Яга: Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими и будем слушать вашу воспитательницу. Воспитатель: А как вы думаете, птицы живые? Дети: Живые. Воспитатель: Почему? Ответы детей Воспитатель: Да, птицы умеют летать, они растут, питаются, размножаются. А можно птиц ловить и сажать в клетки? Дети: Нельзя. Баба-Яга: Можно. А хотите, мы вам сейчас много-много птиц поймаем? (Обращается к детям.) Дети: Нет, не хотим. Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о маленькой птице, слушайте внимательно. Воспитатель читает рассказ Н. Стиценко «Синичка». Воспитатель: Понравился рассказ? А теперь послушайте мои вопросы: - Какую птицу поймал Микола и отдал Яше? /Синичку/ - Куда посадил ее Яша? - Хорошо было синичке в клетке? - Как мама отнеслась к тому, что Яша держал синичку в клетке? - Что сделала мама Яши утром? - Понравилось Яше сидеть закрытым? - Что он сделал с синичкой потом? Воспитатель: Вот такой рассказ – всем животным, птицам очень плохо в неволе, они плачут, тоскуют. Никогда их не ловите и не сажайте в клетки. Согласны? Дети: Да. Воспитатель: А та, Леший, разорил гнездо. Где теперь будут жить птенцы? Тебе не жалко их? Леший (плачет): Жалко. Больше так делать не буду. Воспитатель: Вот у меня здесь семена в корзиночке. Когда наступит весна, мы посадим эти семена и вырастет много-много цветов. А гнездо Леший и Баба-Яга поставят на место. Мы же с ребятами пока будем отгадывать загадки:
По дворам шныряет, крохи собирает. По ночам кочует, коноплю ворует. /Воробей/ 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. /Сова/ 4. Держит девочка в руке облако на стебельке. Стоит дунуть на него – и не будет ничего. /Одуванчик/ 5. Растут – зеленеют, Упадут – желтеют. /Листья/ 6. Много рук, а нога одна. /Дерево/ Воспитатель: Молодцы! Ну, как там наши друзья, справились? Ну вот и хорошо. А теперь, дети, и вы, Баба-Яга и Леший, приберемся на поляне, соберем весь мусор. Игра «Кто скорей наберет в корзинку». Воспитатель: Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Давайте сейчас немного отдохнем, проведем физкультуру. 1) «Цветок» — руки плавно поднимаются вверх и опускаются. Вырос высокий цветок на поляне Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки. 2) «Зайцы»: Скачет зайка косой Под высокой сосной, Под другою сосной Скачет зайка другой. 3) «Птички»: Птицы полетели, крыльями махали На деревья сели, вместе отдыхали. Воспитатель: Отдохнули? Ну вот и хорошо. А теперь давайте сыграем с вами в дидактическую игру «Живая – неживая» Воспитатель раскладывает на «поляне» картинки с изображением игрушек, растений, животных, птиц. Говорит: - Вам нужно выбрать картинки с живыми существами, например – стол – живой или неживой, машина – живая или неживая, а цветок? и т.д. Картинки с живыми существами мы будем отдавать бабе-Яге, а с неживыми – Лешему. Согласны? Тогда играем. Игра «Живая – неживая» Воспитатель: Вот мы и поиграли, отдохнули на поляне. Баба-Ягу и Лешего перевоспитали. А что нового узнали? Ответы детей. Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Бабой – Ягой и Лешим и пожелаем им никогда не безобразничать в лесу. И вы, ребятки, тоже поступайте правильно! Дети уходят. Литература
|



Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Беречь и охранять природу»








