ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. |
Занятия по Экологии | |
Автор: Абрикосова | |
03.10.2025 12:25 | |
АБРИКОСОВА С.В., ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР. Аннотация. В статье описаны особенности отношения детей дошкольного возраста к природе, о значении воспитания бережного отношения к природе в дошкольном возрасте. Значение труда как метода воспитания основ экологической культуры дошкольников. Описаны основные средства и методические рекомендации по воспитанию экологического сознания и экологической культуры детей дошкольного возраста. Ключевые слова. Бережное отношение к природе, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, отношение детей к природе, интерес к природе.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием государства. С этим утверждением сложно не согласиться, потому что природа не только воспитывает, но и учит ребенка. Возникновение экологических проблем объясняется тем, что человек, часто не представляя себе истинных последствий своей деятельности во всем их объеме, не только бессознательно, но и сознательно наносит вред окружающей среде и природе. Важная задача экологического образования- понимание и осознание человеком зависимости между результатами своего вмешательства в природу и своими проблемами. Понимать взаимосвязь в природе ребенок начинает в старшем дошкольном возрасте. На примерах жизни природы дети отчетливо видят рационализм и логику вещей, закономерности, взаимосвязи и зависимости, и в то же время учатся чувствовать, восхищаться и радоваться. Процесс развития познавательного интереса к природе и воспитание нравственных качеств неотделимы друг от друга. Интерес служит основой для активного познания окружающей действительности. Узнавая природу и глубже проникая в ее тайны, дети понимают, что нет плохих или хороших животных и растений, а все они прекрасны в своей гармонической красоте. Окружающий мир, в отличии от человека, не может себя защитить, но готов дать ему все необходимое для жизни. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от обществ. Процесс экологического образования направлен, прежде всего, на формирование социальных экологических ориентиров; знаний, умений, ценностных характеристик и идеалов, принципов и правил отношения и общества к окружающей природе. Экологическое образование дошкольника выражается в бережном отношении к природе, а именно: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние; интерес к природным объектам; желании и умении заботиться о живой и неживой природе и ее ресурсах. Для формирования у ребенка бережного отношения к природе необходимо строить работу в нескольких направлениях.
Воспитание отношения к природе- компонент экологической культуры, оно интегративно по сути и как психическое образование включает три составляющие: эмоционально-чувственный (чувство влечения к природе), когнитивный (познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений), и практически-деятельностный (склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально-значимых мотивов) компоненты. Дети часто проявляют интерес к животным. При этом первостепенное значение, по мнению психологов и педагогов, имеет эмоциональный отклик. Научно доказано, что уже к трехлетнему возрасту у ребенка складывается определенное отношение к различным сторонам окружающей действительности, основанное на собственном опыте и информации, полученной от взрослых. Но отношения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому в дошкольном возрасте необходима целенаправленная работа по формированию у ребенка позитивной связи с природным окружением и воспитанию бережного отношения к нему. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями. Значение труда как метода воспитания основ экологической культуры дошкольников невозможно переоценить. Труд в природе развивает у них наблюдательность, пытливость, вызывает интерес к объектам природы, уважение к труду людей. Непосредственно соприкасаясь с объектами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, о нормах и правилах экологически грамотного, целесообразного и безопасного взаимодействия с окружающей средой, способах деятельности, направленных на сохранение и приумножения природы родного края. Во ФГОС ДО отмечается, что для успешного решения задач по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Благоприятные условия развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают возможности эмоционально-эстетического, познавательного, трудового и творческого развития детей в системе воспитания основ экологической культуры. Педагогическая практика экологического образования свидетельствует о том, что дети не всегда могут воспользоваться знаниями при решении практических задач, направленных на охрану природы и окружающей среды. Поэтому очень важно, чтобы задачи социальной экологии решались систематически, в доступной и привлекательной для дошкольников интегрированной деятельности. На ежегодной осенней выставке совместных художественных поделок из природного материала в детском саду проводится конкурс, на котором оцениваются работы по разным номинациям: «Самый оригинальный макет», «Лучшая сказочная композиция», «Осенний букет», «Картинная галерея» и др. Активное участие детей и родителей в разных видах природоведческого, природоохранного и художественного труда расширяет представления детей об экологически значимых профессиях лесник, эколог, ландшафтный дизайнер, сотрудник заповедника, зоопарка, музея) и развивает интерес к труду взрослых.
|