Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Занятия по Экологии
Автор: Абрикосова   
03.10.2025 12:25

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

АБРИКОСОВА С.В., ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ВМР.

Аннотация. В статье описаны особенности отношения детей дошкольного возраста к природе, о значении воспитания бережного отношения к природе в дошкольном возрасте. Значение труда как метода воспитания основ экологической культуры дошкольников. Описаны основные средства и методические рекомендации по воспитанию экологического сознания и экологической культуры детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Бережное отношение к природе, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое сознание, отношение детей к природе, интерес к природе.

 

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием государства.

С этим утверждением сложно не согласиться, потому что природа не только воспитывает, но и учит ребенка.

Возникновение экологических проблем объясняется тем, что человек, часто не представляя себе истинных последствий своей деятельности во всем их объеме, не только бессознательно, но и сознательно наносит вред окружающей среде и природе. Важная задача экологического образования- понимание и осознание человеком зависимости между результатами своего вмешательства в природу и своими проблемами. Понимать взаимосвязь в природе ребенок начинает в старшем дошкольном возрасте.

На примерах жизни природы дети отчетливо видят рационализм и логику вещей, закономерности, взаимосвязи и зависимости, и в то же время учатся чувствовать, восхищаться и радоваться. Процесс развития познавательного интереса к природе и воспитание нравственных качеств неотделимы друг от друга. Интерес служит основой для активного познания окружающей действительности. Узнавая природу и глубже проникая в ее тайны, дети понимают, что нет плохих или хороших животных и растений, а все они прекрасны в своей гармонической красоте. Окружающий мир, в отличии от человека, не может себя защитить, но готов дать ему все необходимое для жизни.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от обществ.

Процесс экологического образования направлен, прежде всего, на формирование социальных экологических ориентиров; знаний, умений, ценностных характеристик и идеалов, принципов и правил отношения и общества к окружающей природе.

Экологическое образование дошкольника выражается в бережном отношении к природе, а именно: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние; интерес к природным объектам; желании и умении заботиться о живой и неживой природе и ее ресурсах. Для формирования у ребенка бережного отношения к природе необходимо строить работу в нескольких направлениях.

  1. Развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли. Это возможно только тогда, если взрослый сумеет передать свое положительное впечатление о растениях, подчеркнет их красоту, расскажет и покажет детям что-то необычное и интересное из мира растений. Например- это могут быть проекты, экологические викторины, экскурсии, беседы, квесты, виртуальные путешествия и т.д. Новые знания позволяют детям узнать, что вредно, что полезно растениям, почувствовать их хрупкость и беззащитность, восхититься их красотой.
  2. Формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентиров, направленных на субъектное восприятие объектов природы. Данное направление работы реализуется путем формирования у дошкольника потребности в уходе и заботе о растениях.
  3. Формирование личностно значимых целей экологической деятельности. Это направление направлено на бережное и заботливое отношение, уход за растениями, желание сохранить их здоровыми не ради себя, а ради самого растения и его жизни. Дети должны понимать, что растения могут погибнуть, и это безвозвратно. Для этого детям показывают все этапы жизни растения и зависимость их состояния от действий самого ребенка. Важными средствами воспитания бережного отношения к природе считается труд в природе и наблюдения.

Воспитание отношения к природе- компонент экологической культуры, оно интегративно по сути и как психическое образование включает три составляющие: эмоционально-чувственный (чувство влечения к природе), когнитивный (познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений), и практически-деятельностный (склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально-значимых мотивов) компоненты.

Дети часто проявляют интерес к животным. При этом первостепенное значение, по мнению психологов и педагогов, имеет эмоциональный отклик. Научно доказано, что уже к трехлетнему возрасту у ребенка складывается определенное отношение к различным сторонам окружающей действительности, основанное на собственном опыте и информации, полученной от взрослых. Но отношения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому в дошкольном возрасте необходима целенаправленная работа по формированию у ребенка позитивной связи с природным окружением и воспитанию бережного отношения к нему.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями.

Значение труда как метода воспитания основ экологической культуры дошкольников невозможно переоценить. Труд в природе развивает у них наблюдательность, пытливость, вызывает интерес к объектам природы, уважение к труду людей. Непосредственно соприкасаясь с объектами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, о нормах и правилах экологически грамотного, целесообразного и безопасного взаимодействия с окружающей средой, способах деятельности, направленных на сохранение и приумножения природы родного края.

Во ФГОС ДО отмечается, что для успешного решения задач по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Благоприятные условия развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают возможности эмоционально-эстетического, познавательного, трудового и творческого развития детей в системе воспитания основ экологической культуры.

Педагогическая практика экологического образования свидетельствует о том, что дети не всегда могут воспользоваться знаниями при решении практических задач, направленных на охрану природы и окружающей среды. Поэтому очень важно, чтобы задачи социальной экологии решались систематически, в доступной и привлекательной для дошкольников интегрированной деятельности.

На ежегодной осенней выставке совместных художественных поделок из природного материала в детском саду проводится конкурс, на котором оцениваются работы по разным номинациям: «Самый оригинальный макет», «Лучшая сказочная композиция», «Осенний букет», «Картинная галерея» и др.

Активное участие детей и родителей в разных видах природоведческого, природоохранного и художественного труда расширяет представления детей об экологически значимых профессиях лесник, эколог, ландшафтный дизайнер, сотрудник заповедника, зоопарка, музея) и развивает интерес к труду взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 36 (398) выйдет
28 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год