Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
Занятия по Экологии
Автор: Горностаева Анна Владимировна   
03.01.2025 19:26

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» г. о. Саранск Горностаева Анна Владимировна

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» направлена на формирование у детей углубленных представлений о природе нашей страны, родного края, развитие основ экологического мышления, воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в общении с природой, формирование любви к природе, бережного отношения к ее богатствам.

В воспитании последнее оказание время во всем мире резко группы возрос учитывала интерес к экологии и воспитания экологическому пять воспитанию. Человек — имеют часть контактирует природы: он не может выполнению жить вне ее, не играми может нарушать следы законы, по конце которым существует развивающего окружающий его мир. деятельности Только научившись воспитание жить в второй полном согласии с животными природой, мы основная сможем лучше воспитание понять ее законы тайны, сохранить опыта самое технология удивительное творение загадала природы — использовала жизнь на земле. Всё это играми побуждает к взрослого более интенсивному такие поиску дидактические способов осмысления рабочую ценностей использование природы, средств объединяют развития опыта экологического мышления у инструментария населения практического планеты. Непрерывное итоге экологическое эстетические образование — это необходимость, аварии осознание прогулку которой уже имеется не элементы только у самые специалистов, но и у значительной учитывала части сравнивать рядового населения. дидактическую Люди оказывая готовы спасать работе планету: старшие нужны разумные выдвинулась организация и кроме управление. И понимать это всех надо с процесса детства.

 

Самые наполненным маленькие педагогам жители Земли — использован дети воспитание дошкольного возраста. Они детей объединяют провожу вокруг себя провожу очень любой многих взрослых (деятельность родителей, этой родственников, воспитателей, кроме экологическая которой культура которых помощью может упражняют развиваться и совершенствоваться в использован рамках предпочтения практической реализации должны экологического экологической воспитания детей — воспитывают нового насильственная направления дошкольной самые педагогики.

дидактические Главной целью увидеть экологического серьезное воспитания является оптимальный формирование этом экологической культуры, под животными которой загадала следует понимать этом совокупность организация экологического сознания, экологическом экологических экологических чувств и экологической законы деятельности.

мышление Экологическая культура же учится является игры неотъемлемой частью каждый общей возрастные культуры человека и домашнее включает дидактических различные виды педагогам деятельности, а всех также сложившееся в казалось результате экологических этой деятельности такие экологическое которые сознание человека, в экологического котором использовала следует различать дошкольной внутреннюю построения экологическую культуру (всех интересы, среди потребности, установки, дидактическую эмоции, задачи переживания, чувства, часть эстетические средой оценки, вкусы, которые привычки) и формировать внешнюю (поведение, практический поступки, игры взаимодействие).

взаимодействия Дошкольный своей возраст — оптимальный законы этап в практика развитии экологической оптимальный культуры образование личности. В этом экологически возрасте эльконина ребенок начинает дошкольников выделять дидактической себя из окружающей основная среды, выработка развивается эмоционально-ценностное воспитателей отношение к труднее окружающему, формируются педагогов основы экологических нравственно-экологических позиций объективной личности, воспитатель которые проявляются во огурец взаимодействиях также ребенка с природой, а использование также в его взаимодействия поведении в природе. инструментария Именно основная благодаря этому казалось появляется жителя возможность формирования задачи экологических стали знаний у детей, формировать норм и сложившееся правил взаимодействия с воспитанию природой, этом воспитания сопереживания к ней, животными активности в самые решении некоторых проблема экологических развитию проблем.

Проблема новых экологического организация образования сегодня образование волнует поиск всех — ученых, провожу педагогов, можем общественность. Чему и как использован учить культура детей, чтобы развивается сформировать у них на петровский доступном им уровне оказание современную научить научную картину практический мира, дидактическую представление о месте родители человека в восприятия этом мире, об экологической особенностях самые взаимоотношений в этом учатся мире?

дидактических Решить эту проблему я дошкольной предлагаю образования путем вовлечения упражняют детей в осознавать деятельность, позволяющую на анализ собственном птицы опыте познакомиться с экологического данной расширения закономерностью. Наиболее адекватной должны поставленной задаче, как с экологической точки воспитатель зрения дидактики, так и с итоге учетом загадала психологических способностей оказывая дошкольников, на мой теоретический взгляд, является игровая деятельность.

Используя загрязненный игру как птицы средство ознакомления с этой окружающим группах миром, с природой серьезное воспитатель научить имеет возможность насильственная направить поиск внимание детей на те систему явления, игре которые ценны для может расширения использование круга представлений. И практика вместе с тем, он развивает мышление детей, познавательный интерес, воспитывает любознательность, активность, в процессе которые игры дидактические формирует умение возрастные распоряжаться полученными бывает знаниями в различных кризис условиях.

В игре дети незаметно для себя усваивают правила безопасного поведения в общении с природой, познают основы экологической культуры, бережного отношения к приородным богатствам, а также осознают свой вклад в сбережение природных богатств участка детского сада, города, ближайшего окружения.

"игры Концепция дошкольного воспитательно воспитания" (развивает авторы В. В. Давыдов, В. А. прежде Петровский и др.) — ознакомлению ориентируют педагогов на психического гуманизацию дидактические воспитательно — образовательного понять процесса игра детского сада мотивационный через"… определила реализацию специфических аплодисменты возрастных воспитатель возможностей психического новых развития увидеть дошкольников … в соответствующих наполненным возрасту этом видах деятельности…", а второй также на воспитанности поиск эффективных экологической методов задача повышения качества воспитательно дошкольного оптимальный образования, с целью новых качественной уважительное подготовки детей к словом самостоятельной упражняют сознательной жизни.

В каждый период часть активных преобразований в задача дошкольной экологическом педагогике, поиска позиций путей средство гуманизации воспитательно — прогулку образовательной педагогов работы с детьми и основываясь построения формировать новых моделей дети взаимодействия игра взрослого и ребенка, такие внимание экологическом ученых и практиков развивается обращено к новых игровой деятельности. может Исследования новых отечественных психологов (может Леонтьева А. Н., игру Эльконина Д. Б.) показали, что системе развитие и психического воспитание ребенка экологическое происходит во группы всех видах группе деятельности, но, включаю прежде всего, в знакомлю игре.

элементы Сущность игры как жителя ведущего теоретический вида деятельности игры заключается в том, что значительной дети отражают в ней группе различные отгородившись стороны жизни, такие особенности поступки взаимоотношений взрослых, выполнению уточняют дидактические свои знания об включаю окружающей построения действительности, учатся формировать любить и других беречь природу. часть Игра — петровский есть, своего аварии рода, практический средство познания руководствуюсь ребенком дошкольников действительности.

Эльконин Д. Б. развивающего подчеркивал, что предпочтения игра — это сложное руководствуюсь психологическое игры явление, которое которые дает экологическом эффект общего осознавать психического теоретический развития. По утверждению выработка Ушинского КД, в животное игре ребенок "совместный живет" и контактирует следы этой дошкольников жизни потому глубже остаются в нем, чем мышление следы понять действительной жизни. В оптимальный игре учатся ребенок учиться игра подчинять опыта свое поведение обдумывание правилам оптимальный игры, познает учитывала правила воспитания общения с людьми, процесса развивает наполненным свои умственные помощью способности и бывает познавательные интересы, опыта учится выработка строить свои развивающего отношения с бывает природой. Игра для адресная ребенка — это которой серьезное занятие.

"провожу Сделать которой серьезное занятие для дети ребенка игры занимательным — вот задача также первоначального своей обучения", — утверждал К. Д. Ушинский.

Основываясь на рабочую деятельностном правила подходе, в структуре различные экологической развивает культуры ребенка среди выделяются следующие следы компоненты: экологические следующие знания и инструментария умения, экологическое норм мышление, бывает ценностные ориентации, построения экологически сложившееся оправданное поведение.

В дошкольном образовании ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Опыт педагогов показывает, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но почки дошкольникам организация трудно установить казалось связь серьезное между причиной и игры следствием. воспитательно Дети испытывают затруднения при необходимости сознательной применить взрослого знания в практической игра деятельности.

При условии планомерного, систематического использования игровой деятлеьности с целью решения задач экологического воспитания, у детей сатршего дошкольного возраста будет обсеспечено формирование устойчивых свойств личности, познавательных инетерсов и потребностей, знаний и элементарных практических умений в области экологической культуры и навыков безопасного поведения в природе.

Цель:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Задачи:

- способствовать формированию знаний детей о природе родного края, города, села.

- следующие формировать у дошкольников представления о безопасном поведении в проироде.

- развивать основы экологического мышления, логику, познавательный интерес, любознательность, активность, инициативу.

- формировать у прежде детей новизна эмоционально – положительное учитывала отношение

к миру природы, желание и умение беречь ее;

- дошкольной подвести к законы пониманию неповторимости и элементы красоты мышления окружающего мира.

этой Условиями которые возникновения и становления аварии моего огурец опыта по формированию у осенью детей инструментария дошкольного возраста основ экологической кульутры и безопасного поведения посредством игровой деятельности развивается явились следующие окружающим компоненты

1. этом Мотивационный:

  • желание отгородившись привить обдумывание детям любовь к нужны природе
  • дети стремление обогатить систему знания группы детей по экологии

- кризис стремление индивидуальных совершенствовать свои детей профессиональные различные умения и навыки.

2. стремление Теоретический:

  • животными анализ знаний по учится ознакомлению с экологического окружающим
  • анализ сложившееся программных также задач в каждой словом возрастной игры группе
  • творческое формировать использование эльконина знаний и результатов средой диагностики

- часть изучение новых адресная образовательных возможность технологий.

3. Практический:

  • индивидуальных дифференцированный знакомлю подход в обучении культура дошкольников

- игру разработка практического задачи материала по дидактическую теме.

Принципы:

  • принцип развивающего обучения
  • принцип системности в обучении, воспитании
  • принцип доступности
  • принцип эстетические сотрудничества (участники педагогичесеого процесса – дети, педагоги, родители)
  • принцип опоры на ведущую деятельность детей (соответсвующая возрастным особенностям детей опыта методика, оптимальный построенная на игре)
  • принцип индивидуального подхода (опора на зону ближайшего развития ребенка, учет его интересов, особенностей характера, склонностей и возможностей, гендерный состав группы)

- принцип игру личностно – ориентированного животное взаимодействия с игра дошкольниками.

Методы и воспитанности приемы, создание игровой условиями проблемной загрязненный ситуации, внесение экологического игрушки, игры-способов экспериментирование, использование эмоциональное разных воспитании видов оценок (условиями приз, этом сюрпризный момент, всех словесная мышления положительная оценка, кроме аплодисменты также товарищей, фишки и так практического далее) провожу активизирующего общения: позиций совместный группах поиск правильного средой ответа на использование вопрос, использование правила личного увидеть опыта ребенка, животными взаимопомощь опыта друг другу, опыта обращение к стали детям с вопросом, использовала образным должны пояснениям, сюжетным организация рассказом.

Виды игр, дидактическая игра, подвижная игра, сюжетно-ролевая и сюжетно-дидактическая игра, игра- экспериментирование, игра-драматизация, пальчиковые игры, в игровой форме физминутки и динамические паузы, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнатстику и т.д.

Для игры реализации воспитатель выше обозначенных которой задач позиций необходимо использовала создать сложившееся определённые условия. Это, в экологически первую сравнивать очередь, предметно-развивающая среда, соответствующая возасту детей, требованиям программы, СаНпиН для дошкольных учреждений, а так же ФГОС дошкольного образования. В группе уголок природы, зона для провдеения опытно-экспериментальной деятельности, календарь природы, тематические альбомы по основным разделам экологического воспитания старших дошкольников.

Наглядные пособия и книги, направленные на ознакомление детей с природой. Для проведения подвижных игр шапочки животных, нагрудные знаки. Также комплект знаков «Правила поведения в природе».

Создание предметно-развивающей среды на участке: маршруты «экологических троп» для разного времени года, цветники.

мышление Подбирая дошкольной дидактические игры использование экологического возможность содержания, обязательно продумывать опыта цель и дидактическую обдумывание задачу, определять место и должна роль инициативе игры в системе законы обучения и процесса воспитания, проектировать образным саму сравнивать игру и определяю научившись степень знакомлю участия в ней всех правила детей, продумывать оказание загрязненный помощи воспитании застенчивым детям.

сознательной Дидактическим сложившееся играм дидактических следующие нетрадиционным требования: яркость, воспитательно эстетичность, дидактической многофункциональность. В процессе экологическое проведения кризис дидактической игры важно потом поощрить выдумку, помощью инициативу увидеть дошкольников, отметить второй доброжелательное систему отношение детей редакцией друг к представление другу, а также инициативе положительное формировать отношение к отраженным в самые игре можем явлениям и событиям.

эльконина Специфика подвести дидактики, предполагает объединяют постепенное объективной усложнение игр от группы к экологических группе, активности подразумевает их вариативность. умения Если в экологически младшей группе использование знакомлю следы детей с дикими и словом домашними подготовку животными в таких может дидактических образование играх, как «Назови, кто идея это?», «Дикие и домашние», «Помоги малышу найти саму», «Узнай по бывает голосу», «Овощи и фрукты» и других, то в итоге средней стремление группе использовала игры «Угадай, чей дом?», «Кто где живет?», «С какой ветки эти детки?», «Лесное лукошко» и т. д. У детей старшегодошкольного возраста использовал игры, требующи елогического мышления, систематизации «Логические цепочки», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Придумай про раскрывают животное загадку», «Кто где живет?», «Рыбы, птицы, звери», «Зеленая аптека» и др.

Речевые игры с экологическим содержанием развивают логическое технология мышление, должна гибкость и динамичность насильственная представлений, активности умение использовать рабочую имеющиеся отгородившись знания, сравнивать и может объединять эльконина предметы по самым старшими различным опыта признакам, внимание, стремление быстроту развития реакции. Игры, как: «развития Закончи основная предложение» — воспитатель воспитании говорит инструментария начало фразы, а дети должны придумать опыта конец: «игру Белка осенью образование запасает опережающего корма, потому что....», «экологической Птицы контактирует могут летать, можем потому дидактических что....», «Весной самые почки на средство деревьях набухают и инициативе распускаются, опыта потому что....», «дошкольной Что бывает общения желтое?», «оказание Что бывает дети круглое?», «экологической Что бывает опыта зимой?», «Съедобное-несъедобное», «использовала Летает — не летает», «Зверь, рыба, птица».

бывает Интересными воспитатель являются игры в представление загадки-описания — они также упражняют детей в потому умении экологические выделять характерные должны признаки увидеть предмета, называть их экологии словами, дидактические воспитывают внимание.

Четкое средней разъяснение воспитывать правил игры, потом выработка у воспитателей детей навыка петровский соблюдать их дошкольников делают дидактическую игра игру средство интересной и не сводят ее к детей упражнению. Со дошкольников старшими дошкольниками восприятия разные настольно-печатные средней игры ( «животными Зоологическое лото», «Домино – овощи и фрукты» и др., опыта предоставляю деятм развитию возможность играть казалось самостоятельно взрослого лишь тогда, должна когда они домашнее научились четко дидактические соблюдать группы правила игры.)

В сюжетной игре, развивающейся по инициативе детей, педагог может исподволь, незаметно предложить такие ситуации, котроые помогут ребятам использовать на практике полученные экологические знания, умения и навыки.

В среденей группе такие сюжетно-ролевые игры, как «Собираем урожай», «В деревню к бабушке и дедушке», «Путешествие в лес», «Построй дом для животного», «группе Зоопарк», «Больница докотра Айболита».

Старшие дети такие игры, как «Путешествие», «Моряки», «Спасатели», «Пожарные», «Зеленый патруль» и др. образование Часто игры игры экологического провожу содержания возникают по словом инициативе бывает самих детей, что увидеть говорит об их воспитывают заинтересованности.

Старшие которой дети определила разгадывают кроссворды, петровский решают редакцией ребусы, проводят развивается эксперименты, дети длительные наблюдения за средство животными и опыта растениями, с удовольствием рабочую отвечают на опыта вопросы разнообразных воспитателей викторин.

Игры практический использую не только в различных свободной выполнению деятельности воспитанников, но экологическую включаю в ознакомлению непосредственно образовательную дидактических деятельность:

- по возрастные развитию речи (экологические составления образование описательных и сравнительных среди рассказов и теоретический экологических сказок, должна придумывание культура загадок, рассказов из нетрадиционным личного огурец опыта).

- по математике (бывает счет животных, растений, логические задания, лабиринты, стороны задачи воспитании экологического содержания)

В понять работе с дидактические детьми также используются подвижные игры, игры с аплодисменты литературными средство персонажами, игры-часть предположения, играми игры-загадки, нетрадиционным игры-культуры беседы, игры-прогулку приключения (квесты).

Игровые элементы ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, такие как «Хорошо-плохо», «Придумай несуществующее животное», «Логические цепочки». Дети учатся выявлению противоречий в предмете или явлении (в природном объекте или явлении всегда что-то хорошо, а что-то плохо). Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?). Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты. Инетерсно для детей решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.

С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, ребенок учится искать выход из проблемной ситуации, обосновать свое решение.

С стали детьми 5-6 лет уважительное интересно проходит игровая деятельность во новизна время экскурсий, содержания прогулок. образование Например, осенью такие средство игры: «учится Найди пять мышления листьев с мотивационный разных деревьев и совместный назови их», «дидактические Собери самые расширения красивые уважительное листья», «Найди воспитывать самый опыта большой лист», «бывает Найди построения дерево или куст по итоге описанию». использован Ввожу элементы дидактические соревнования: «Кто быстрее?», «Кто экологические больше?». Старшие дошкольникои уже не просто практиков называют домашнее явление, а подробно различных раскрывают его дети причину, объясняют условиями последовательность часть развития. Время, игре затрачиваемое ими на использование обдумывание решения и можем ответа, дидактических сокращается

Руководство использовала играми осуществляется в дошкольников трех любой направлениях: подготовка птицы дидактических игр, ее раскрывают проведение и анализ. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует вначале играть вместе с ними, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Список литературы:

1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: программа / Н. Е. Веракса,

Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: Наука, 2017.

2. Веретенников А. Ознакомлеие дошкольников с природой. М. 2013.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич// Дошкольная педагогика. – 2016.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

5. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева. – Чита: ЗабГПУ, 2012.

6. Макаровская, М.М. Уголок природы в детском саду /

М. М. Макаровская. – М.: Наука, 2014.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2019.

8. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе: методический материал для работы с родителями учреждений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2013.

9. Николаева, С.Н. Юный эколог / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

10. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 2015.

11. Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб., 2016.

12. Федотова, А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учебное пособие для пед. училищ / А. М. Федотова. – М.: Просвещение, 2006.

13. Шиленок, Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок// Дошкольное воспитание. 2013.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год