Развитие изобразительной деятельности дошкольников в процессе реализации экологических проектов |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Перепёлкина Светлана Сергеевна Воронова Карина Ивановна | |||
28.12.2024 15:30 | |||
Развитие изобразительной деятельности дошкольников в процессе реализации экологических проектов Аннотация: Эта статья посвящена интеграции познавательной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольников, в частности, воспитанию нравственного отношения к родной природе посредством художественно-эстетической деятельности. Человек — это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её и бережно к ней относиться. Природа — это неиссякаемый и вечный источник красоты. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте. Следовательно, важным направлением в формировании экологической культуры является развитие способности воспринимать и чувствовать красоту природы, умение бережно относиться ко всем ее компонентам. Поэтому эффективность формирования экологической культуры старших дошкольников можно значительно повысить, опираясь на изобразительную деятельность. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности.
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте. Средствами аппликации дошкольники составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приложен к их созданию. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б. М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Следовательно, изобразительная деятельность может являться эффективным способом формирования экологических представлений, так как соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности во взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель, применяя методы изобразительной деятельности в процессе экологического образования старших дошкольников, может найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому. И в свою очередь будет транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, а, следовательно, на бережное отношение к ней.
|