Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологическая экскурсия на родник «Кипячий ключ».
Занятия по Экологии
Автор: Медведева Наталья Александровна   
18.12.2024 15:35

Экологическая экскурсия на родник «Кипячий ключ».Экологическая экскурсия на родник «Кипячий ключ».

Воспитатель: Медведева Н. А. МОУ «Архангельская СШ» группа дошкольного образования

Актуальность:

Охрана природных ресурсов – одна из важнейших проблем современности. Очень остро она стоит и в нашей области. Испокон веков на древней русской земле, познавшей немало нашествий и разорений, отношение к родникам и колодцам всегда было благоговейным, священным, т.к. считалось: есть вода – есть и жизнь; стоит источник с животворной водой – значит стоит и здравствует русское поселение.

На территории нашего сельского поселения в селе Архангельское Шатковского муниципального округа находится много уникальных водных источников: родник «Кипячий ключ», река Теша, карстовое озеро – Светлое, сероводородный источник, источник минеральной воды «Боголюбимый». Ни в одном населенном пункте нет такого…

Цель: дать представление о святом источнике «Кипячий ключ».

 

Скачать конспект

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о его ценности, как о святыни для православных людей. Познакомить воспитанников с внешним видом и устройством источника.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к живым источникам – воде. Показать детям, как бережно относятся к источникам пресных водоёмов, родникам. Развивать память, логику и мышление при отгадывании загадок.

Воспитательные: Воспитывать чувства любви к Родине, через заботливое отношение к живым источникам – воде.

Словарная работа. Продолжать учить воспитанников отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Методические приёмы: рассматривание, чтение стихотворений, загадывание загадок, беседа, объяснение, динамическая пауза ирга «Ручеек», продуктивная деятельность, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.
  • Беседы с воспитанниками о луге, лесе, волшебнице-воде, об истории источника «Кипячий ключ».
  • Чтение познавательной литературы (Л. Квитко «Жалоба деревьев»; Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть (экологическая сказка) и др.)
  • Заучивание стихотворений о лесе, реке, луге, роднике «Кипячий ключ».

Ход экскурсии:

Воспитатель: Друзья, если вы отгадаете загадку, то узнаете, куда мы с вами отправимся.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

Воспитанники: родник.

Воспитатель: Правильно. Это родник. И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию к роднику. Родники — удивительное творение природы. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы; за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники — источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли, едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче, и травка сочнее, и земля лучше. В тени у родника может отдохнуть и ягодник и грибник, и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

Воспитатель: А сейчас послушайте песню в исполнении Д. Маликова «Родник» (Воспитанники слушают аудиозапись песни).

Воспитатель: На пути к роднику мы с вами будем делать некоторые остановки, так как «поедем на автобусе». (Воспитанники взялись за руки, встали друг за другом, взяли руль и «поехали» притопывая).

Подвижная игра «Автобус».

Мы в автобус дружно сели (би-би, би-би) Воспитанники выполняют

И в окошко посмотрели. (би-би, би-би) движения по тексту.

Наш шофер педаль нажал, (би-би, би-би)

И автобус побежал. (би-би, би-би)

Воспитатель: Вот первая остановка – это Храм Святой Троицы. Церковь Святой Троицы построена в 1776 году. Мы гордимся этой достопримечательностью.

Воспитатель: Двигаемся дальше.

Подвижная игра «Автобус».

И следующая остановка – река Тёша. Наше село вытянулось вдоль левого берега реки Тёша на 3 км. Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете про реку? (Ответы воспитанников). Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Что такое река?»

Воспитанники:

Что такое река?

На воде облака.

Над водою – ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

Воспитатель: Подвижная игра «Автобус». Третья остановка – луг.

Воспитатель: Что такое луг? Ковер травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. (Стихотворение В. Степанова «Что такое луг?»)

Воспитатель: А сейчася вас, ребятки, попрошу, отгадать мои загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

На лугу пасется,

Вечером вернется,

Замычит у ворот. (корова)

Стоят в лугах сестрички:

Золотой у них глазок,

Белые реснички. (ромашки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите налево, что вы видите? (стадион). Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей).

Воспитатель: «Садимся в автобус».

Подвижная игра «Автобус». Воспитанники «едут» на следующую остановку.

Воспитатель: И следующая остановка – озеро Светлое. Ребята наша архангельская земля богата и лечебными грязями, которые в большом количестве залегают в природном озере Светлое, которое находится у берега реки Теша.

Воспитанники «садятся в автобус» и отправляются к последней остановке – родник илиминеральный источник «Кипячий ключ».

Подвижная игра «Автобус».

Воспитатель: Вот мы и прибыли на конечную остановку. Этот источник, ребята, является визитной карточкой нашего села. Посмотрите, на вывеске над входом на территорию источника под названием «Кипячий ключ» написано «В честь100-летия канонизации Серафима Саровского». Источник обустроен закрытой купальней с купелью, установлен поклонный крест. Вытекая из-под холма с красивым названием «Красная горка», он дарит всем, кто к нему приходит здоровье, отдых и радость.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете: «Откуда берется вода в реках?». (Воспитанники предлагают варианты ответов и выясняют, что знают об этом ребята). Многие реки, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Да, любит и бережет родники наш народ. Благодаря ученикам нашей школы и жителям села ведется работа по благоустройству родников. Они следят за чистотой, расчищают их. Когда вы подрастете, то тоже будете оказывать помощь в охране родников. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и для каждого. «Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье». О целебной силе было известно еще с середины XIXвека, а местным жителям наверно еще с незапамятных времен. На имя нижегородского губернатора, в те далекие времена, от экспедиции изыскателей пришло письмо, в котором его известили об открытии «... минеральных серных вод в здешних местах… Эти серные родники в протоках своих или в русле осаждают необыкновенное количество серы… Кроме того, при них находятся еще ключи железных и горных солей, которые еще не исследованы...»

Воспитанники:

Никто не помнит сколько лет, Бурлит, журчит Кипячий ключ зимой и летом. Вода в нем чиста как слеза, С прозрачным ночью даже цветом.

Течет из-под горы ручей, Историю села куда-то вдаль уносит. На вид он небольшой всего ручей, А счастья, радость нам приносит.

Не надо нам моря и океана, Тайгу и рек могучих течь. Нам хватит ручейка и кромки леса, И эту красоту нам надо поберечь.

Рядом природа у нас на виду, А мы ее добрую не замечаем. Она нам дарит красоту, А мы за добро ей злом отвечаем. Питенин Д. П. (местный поэт)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас богатый лес. Что вы можете рассказать о лесе?

Воспитанники: Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы...

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой. (Стихотворение В. Степанова «Что такое лес?»)

Воспитатель: Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. Родник – бесценный дар.

Динамическая пауза: игра «Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается «ручеек». Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец «ручейка», а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется.

Воспитатель: Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту! Полюбуйтесь еще раз, как красив родник. Посмотрите внимательно и запомните, а когда «приедете» в детский сад нарисуйте родник. А теперь возвращаемся в детский сад, «садимся в автобус».

Подвижная игра «Автобус».

В конце экскурсии (сидя за столами на свежем воздухевозле детского сада) воспитанники рисуют рисунки на тему: «Живи родник – живи».

Воспитатель: Ребята, покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на роднике.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009
  2. Материалы из архива Архангельской сельской библиотеки.
  3. «Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. – М:ТЦ Сфера, 2014.
  4. Степанов В. А. «Родная природа» / ООО «Издательство «Фламинго», 2002.

Акция «Живи, родник!»

Рисунки на тему: «Живи родник – живи».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год