Экологическая экскурсия на родник «Кипячий ключ». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Медведева Наталья Александровна | |||
18.12.2024 15:35 | |||
Экологическая экскурсия на родник «Кипячий ключ». Воспитатель: Медведева Н. А. МОУ «Архангельская СШ» группа дошкольного образования Актуальность: Охрана природных ресурсов – одна из важнейших проблем современности. Очень остро она стоит и в нашей области. Испокон веков на древней русской земле, познавшей немало нашествий и разорений, отношение к родникам и колодцам всегда было благоговейным, священным, т.к. считалось: есть вода – есть и жизнь; стоит источник с животворной водой – значит стоит и здравствует русское поселение. На территории нашего сельского поселения в селе Архангельское Шатковского муниципального округа находится много уникальных водных источников: родник «Кипячий ключ», река Теша, карстовое озеро – Светлое, сероводородный источник, источник минеральной воды «Боголюбимый». Ни в одном населенном пункте нет такого… Цель: дать представление о святом источнике «Кипячий ключ».
Задачи: Образовательные: Формировать представления о его ценности, как о святыни для православных людей. Познакомить воспитанников с внешним видом и устройством источника. Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к живым источникам – воде. Показать детям, как бережно относятся к источникам пресных водоёмов, родникам. Развивать память, логику и мышление при отгадывании загадок. Воспитательные: Воспитывать чувства любви к Родине, через заботливое отношение к живым источникам – воде. Словарная работа. Продолжать учить воспитанников отвечать на вопросы распространёнными предложениями. Методические приёмы: рассматривание, чтение стихотворений, загадывание загадок, беседа, объяснение, динамическая пауза ирга «Ручеек», продуктивная деятельность, музыкальное сопровождение. Предварительная работа:
Ход экскурсии: Воспитатель: Друзья, если вы отгадаете загадку, то узнаете, куда мы с вами отправимся. Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. Воспитанники: родник. Воспитатель: Правильно. Это родник. И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию к роднику. Родники — удивительное творение природы. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы; за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники — источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли, едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам. Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче, и травка сочнее, и земля лучше. В тени у родника может отдохнуть и ягодник и грибник, и случайный прохожий. Всем дарит родник радость! С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. Воспитатель: А сейчас послушайте песню в исполнении Д. Маликова «Родник» (Воспитанники слушают аудиозапись песни). Воспитатель: На пути к роднику мы с вами будем делать некоторые остановки, так как «поедем на автобусе». (Воспитанники взялись за руки, встали друг за другом, взяли руль и «поехали» притопывая). Подвижная игра «Автобус». Мы в автобус дружно сели (би-би, би-би) Воспитанники выполняют И в окошко посмотрели. (би-би, би-би) движения по тексту. Наш шофер педаль нажал, (би-би, би-би) И автобус побежал. (би-би, би-би) Воспитатель: Вот первая остановка – это Храм Святой Троицы. Церковь Святой Троицы построена в 1776 году. Мы гордимся этой достопримечательностью. Воспитатель: Двигаемся дальше. Подвижная игра «Автобус». И следующая остановка – река Тёша. Наше село вытянулось вдоль левого берега реки Тёша на 3 км. Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете про реку? (Ответы воспитанников). Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Что такое река?» Воспитанники: Что такое река? На воде облака. Над водою – ивы. Весенние разливы. Окуни, ерши. Кувшинки, камыши. Пена на песке, Лодка вдалеке. Воспитатель: Подвижная игра «Автобус». Третья остановка – луг. Воспитатель: Что такое луг? Ковер травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. (Стихотворение В. Степанова «Что такое луг?») Воспитатель: А сейчася вас, ребятки, попрошу, отгадать мои загадки: Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (бабочка) На лугу пасется, Вечером вернется, Замычит у ворот. (корова) Стоят в лугах сестрички: Золотой у них глазок, Белые реснички. (ромашки) Воспитатель: Ребята, посмотрите налево, что вы видите? (стадион). Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей). Воспитатель: «Садимся в автобус». Подвижная игра «Автобус». Воспитанники «едут» на следующую остановку. Воспитатель: И следующая остановка – озеро Светлое. Ребята наша архангельская земля богата и лечебными грязями, которые в большом количестве залегают в природном озере Светлое, которое находится у берега реки Теша. Воспитанники «садятся в автобус» и отправляются к последней остановке – родник илиминеральный источник «Кипячий ключ». Подвижная игра «Автобус». Воспитатель: Вот мы и прибыли на конечную остановку. Этот источник, ребята, является визитной карточкой нашего села. Посмотрите, на вывеске над входом на территорию источника под названием «Кипячий ключ» написано «В честь100-летия канонизации Серафима Саровского». Источник обустроен закрытой купальней с купелью, установлен поклонный крест. Вытекая из-под холма с красивым названием «Красная горка», он дарит всем, кто к нему приходит здоровье, отдых и радость. Воспитатель: Ребята, как вы думаете: «Откуда берется вода в реках?». (Воспитанники предлагают варианты ответов и выясняют, что знают об этом ребята). Многие реки, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Да, любит и бережет родники наш народ. Благодаря ученикам нашей школы и жителям села ведется работа по благоустройству родников. Они следят за чистотой, расчищают их. Когда вы подрастете, то тоже будете оказывать помощь в охране родников. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и для каждого. «Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье». О целебной силе было известно еще с середины XIXвека, а местным жителям наверно еще с незапамятных времен. На имя нижегородского губернатора, в те далекие времена, от экспедиции изыскателей пришло письмо, в котором его известили об открытии «... минеральных серных вод в здешних местах… Эти серные родники в протоках своих или в русле осаждают необыкновенное количество серы… Кроме того, при них находятся еще ключи железных и горных солей, которые еще не исследованы...» Воспитанники: Никто не помнит сколько лет, Бурлит, журчит Кипячий ключ зимой и летом. Вода в нем чиста как слеза, С прозрачным ночью даже цветом. Течет из-под горы ручей, Историю села куда-то вдаль уносит. На вид он небольшой всего ручей, А счастья, радость нам приносит. Не надо нам моря и океана, Тайгу и рек могучих течь. Нам хватит ручейка и кромки леса, И эту красоту нам надо поберечь. Рядом природа у нас на виду, А мы ее добрую не замечаем. Она нам дарит красоту, А мы за добро ей злом отвечаем. Питенин Д. П. (местный поэт) Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас богатый лес. Что вы можете рассказать о лесе? Воспитанники: Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы... Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой. (Стихотворение В. Степанова «Что такое лес?») Воспитатель: Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. Родник – бесценный дар. Динамическая пауза: игра «Ручеек» Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается «ручеек». Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец «ручейка», а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется. Воспитатель: Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту! Полюбуйтесь еще раз, как красив родник. Посмотрите внимательно и запомните, а когда «приедете» в детский сад нарисуйте родник. А теперь возвращаемся в детский сад, «садимся в автобус». Подвижная игра «Автобус». В конце экскурсии (сидя за столами на свежем воздухевозле детского сада) воспитанники рисуют рисунки на тему: «Живи родник – живи». Воспитатель: Ребята, покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на роднике. Список литературы:
Акция «Живи, родник!» Рисунки на тему: «Живи родник – живи».
|