Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект для детей подготовительной группы «Маленькие Берегоши».
Занятия по Экологии
Автор: Григор Ирина Анатольевна   
11.06.2024 18:52

Экологический проект для детей подготовительной группы «Маленькие Берегоши».Экологический проект для детей подготовительной группы «Маленькие Берегоши».

Тип проекта: групповой, исследовательски-творческий.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники: детиподготовительной группы «Почемучки», воспитатели, родителивоспитанников, библиотекари детского отдела МБУК МЦБ.

Актуальность.

Экономное использование энергии является главной проблемой для всего человечества, так как на её производство требуется много затрат природных ресурсов (воды, леса, полезных ископаемых). В результате происходит негативное влияние на окружающую среду. Все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство

 

Скачать конспект

В связи с этим сегодня перед обществом стоит очень важная задача — изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли. Оказывается, простейшие бытовые действия могут сэкономить уровень потребления энергоресурсов и снизить уровень загрязнения окружающей среды.

Поэтому одной из задач, стоящих перед системой образования, является воспитание у детей дошкольного возраста экономного и бережливого отношения, в частности, к энергоресурсам ресурсам и окружающей среде в целом.

Проблема

Дети подготовительной группы – «маленькие почемучки». Они задают очень много вопросов. В том числе «Почему надо выключать свет? Ведь, если он горит, будет ещё светлее!»; «Зачем же беречь воду, ведь ее много». Врезультате наблюдения и проведённого мониторинга было выявлено, что что 80% детей не знают, почему надо экономить энергоресурсы и как это можно сделать.

А также проведённое с родителями анкетирование на тему: «Энергосбережение в нашей семье» показало, чтов анкетах 78% родителей отмечают, что когда дети вырастут, тогда и начнут экономить.

Для того, чтобы сформировать у детей навыки энергосбережения рядом с ними должен находиться взрослый человек, который будет показывать образец достойного поведения. Но оказывается, что сегодня и многие родители нуждаются в педагогической помощи, помогающей организовать работу с детьми в условиях семьи по энергосбережению.

На основании этого нами была обозначена проблема: как помочь детям в сотрудничестве с семьёй усвоить простейшие способы экономии воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне и понять значение энергосбережения.

Для решения данной проблемыв преддверии Международного дня Земли (22 апреля) нами было решено реализовать проектную деятельность, потому что именно она основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей. А именно, реализовать детско–родительский проекта, потому что проявление ребенком правильного, бережного отношения к энергоресурсам будет закрепляться в быту в семье.

Нами был разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы «Детство», основной образовательной программой МБДОУ и Рабочей программой Воспитания экологический проект «Маленькие Берегоши». Данный проект предназначен для детей подготовительной к школе группы и семей воспитанников и ориентирован на изучение вопросов, связанных с энергосбережением.

Таким образом, мы вместе с детьми и родителями в данном проекте попытались разобраться, почему надо экономить энергоресурсы и как это можно сделать.

Девиз проекта «Давайте к энергоресурсам относиться экономно! Зря не использовать, а если тратить — разумно!».

В проекте учтены возрастные особенности, интересы ипредпочтения детей.

Новизна проекта заключается в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей навыков бережного использования энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии); пропаганда энергосбережения среди семей воспитанников.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

  • учить понимать взаимосвязь между увеличением уровня выработки энергоресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды;
  • формировать представления детей об электричестве, воде, источниках подачи тепла
  • формировать представления о способах экономии электричества, тепла, воды

познакомить детей с энергосберегающими знаками;

  • познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком
  • вовлечь детей в деятельность по экономии тепла, электричества, воды
  • условия для создать формирования предпосылок поисковой деятельности, художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.

Развивающие: -развивать у детей интерес к проблеме энергосбережения;

  • развивать навыки безопасного обращения с электроприборами
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности
  • развивать коммуникативные навыки; эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к электроэнергии, теплу и воде, опираясь на первоначальные навыки рационального их использования.

  • воспитывать интерес и участие к процессу экспериментирования.
  • воспитывать чувство коллективизма

Ожидаемые результаты проекта:

у детей:

  • будут сформированы представления о взаимосвязи между увеличением уровня выработки энергоресурсов и уровнем загрязнения окружающей среды
  • будут сформированы элементарные навыкиэнергосбережения
  • дети будут использовать полученные навыки энергосбережения в быту; -дети используют полученные навыки энергосбережения в быту
  • будут сформированы умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов
  • проект будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к энергоресурсам, опираясь на первоначальные навыки рационального их использования.
  • дети будут проявлять творческие способности, любознательность, познавательную активность.

у родителей:

  • родители воспитанников повысят свою компетентность в вопросах энергосбережения
  • в семьях воспитанников появятся семейные традиции по энергосбережению.

Использование педагогических технологий: игровая, личностно – ориентированная, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, ИКТ технологии.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

В процессе реализации проекта использовались следующие традиционные формы и методыработы: наглядные, словесные, практические.

А также использовались инновационные формы работы с дошкольниками:

  • «Метод трёх вопросов: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где найти ответ?»
  • «Кейс – технология»
  • «Метод моделирования»
  • «Мнемотехника».

Этапы проекта:

Проект включает три основных этап:

1этап. Подготовительный:

  1. Исходя из выявленной проблемы, постановка цели и задачи проекта.
  2. Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
  3. Проведение анкетирования родителей «Умеете ли вы экономить электроэнергию».
  4. Составление плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
  5. Обсуждение плана с семьями воспитанников.
  6. Создание предметно-развивающей среды.
  7. Совместно с родителями и детьми сбор информации, материала по проекту.
  8. Подбор методической, научной и художественной литературы об энергосбережении.
  9. Формирование микрогрупп. Так как к основным показателями энергосбережения относится экономия электричества тепла и воды, поэтому было решено сформировать среди детей 3 микрогруппы: «Энергоши», «Теплоши», «Водяши».

2этап. Основной:

На втором этапе проект реализовывался в соответствии с составленным планом при активном участии семей воспитанников.

Работа в микрогруппах.

Каждая микрогруппа детей имела свои задания.

Задания в микрогруппе «Электроши в детском саду»:

  1. Наблюдения за работающими электрическими приборами в детском саду.
  2. Серия наблюдений «Как мы используем электрический ток в детском саду?»: «Сколько и каких лампочек в группе?»; «Какие лампочки горели в течение какого времени суток?»; «Кто из взрослых следит за расходом электроэнергии в группе, в саду?»; «Рационально ли используется электроэнергия в других группах, других помещениях учреждения?».
  3. Сочинение сказок об электричестве.
  4. Зарисовка по впечатлениям детей.
  5. Исследовательская деятельность «Где живёт электричество в детском саду?»

Задания в микрогруппе «Электроши дома»:

  1. Наблюдения за работающими электрическими приборами, электросчётчиком дома.
  2. Серия наблюдений «Как мы используем электрический ток дома»: «Сколько и каких лампочек в квартире?»; «Какие лампочки горели в течение какого времени суток?»; «Кто из взрослых следит за расходом электроэнергии в доме?»; «Рационально ли используется электроэнергия в разных комнатах, помещениях квартиры?».
  3. Подбор загадок об электричестве в квартире.
  4. Исследовательская деятельность «Где живёт электричество в квартире?».
  5. Создание коллекции рисунков «Береги электричество»

Задания в микрогруппе «Теплоши в детском саду»:

  1. Наблюдения за отоплением в детском саду.
  2. Серия наблюдений «Как мы бережём тепло в детском саду».
  3. Сочинение сказок и рассказов о сбережении и отоплении помещений группы.
  4. Рисование на тему «Береги тепло» по впечатлениям детей.
  5. Исследовательская деятельность «Где живёт тепло в детском саду?».

Задания в микрогруппе «Теплоши дома»:

  1. Рассматривание различных термометров: что они измеряют; где; для чего люди хотят знать температуру.
  2. Наблюдения за работающими отопительными приборами дома.
  3. Серия наблюдений «Как мы бережём тепло дома»: «Как меняется температура в вашей квартире с изменением времени года?»; Есть ли счётчики тепла в квартирах?»; «Найди источники тепла в доме»; «Что такое радиаторы и сколько их в вашей квартире?»; «Пользуются ли в вашей семье другими обогревателями и когда?»; «Что такое «шуба для дома», где её можно увидеть?».
  4. Подбор стихов и загадок об отопительных приборах, сбережении и отоплении квартиры.
  5. Исследовательская деятельность «Где живёт тепло в квартире?».

Задания в микрогруппе «Водяши в детском саду»:

  1. Наблюдения за использованием воды в детском саду.
  2. Серия наблюдений «Как мы бережём воду в детском саду».
  3. Рисование на тему «Где живёт вода?» по впечатлениям детей.
  4. Исследовательская деятельность «Где живёт вода в детском саду?».

Задания в микрогруппе «Водяши дома»:

  1. Наблюдения за использованием воды дома.
  2. Серия наблюдений «Как мы бережём воду дома».
  3. Подбор стихов и загадок о воде.
  4. Исследовательская деятельность «Где живёт вода в доме?».

Ежедневно во второй половине дня дети обменивались полученной информацией, делились своими впечатлениями от увиденного и услышанного, высказывали свои суждения, делали выводы. В конце недели мы вместе с детьми подводили итог проделанной работы. Также среди детей было организовано дежурство по группе на предмет экономии энергии: они напоминали о выключении без пользы горевшего света в помещениях, закрывали краны, чтоб экономить воду, напоминали о том, что нужно закрыть двери в группу. Это были первые шаги к сбережению

энергоресурсов.

Также проект реализовывался через различные виды деятельности в интеграции всех образовательных областей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (341) выйдет
24 июля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год
Скачать Номер 19 (335) за 2024 год
Скачать Номер 18 (334) за 2024 год
Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год