Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игр
Занятия по Экологии
Автор: Галиева Эльвира Насимовна   
28.11.2023 23:11

Воспитание экологической культуры дошкольников в системе игрВоспитание экологической культуры дошкольников в системе игр

Галиева Эльвира Насимовна г. Альметьевск, Россия

Одной из основных задач современного дошкольного образования является воспитание экологической культуры дошкольников. Экологическое образование рассматривается как «целостное единство процессов обучения, воспитания и развития личности, направленных на развитие экологической культуры. Процесс воспитания экологической культуры является сложным многокомпонентным синтезом элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения. Этот процесс должен быть ориентирован на возрастные особенностиребенка, на формирование научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде. Воспитание экологической культуры — это целенаправленный и систематический процесс, конечной целью которого является экологически воспитанная личность.

В содержательной, сущностной, компонентной характеристике экологической культуры дошкольника выделяют следующие ее компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Эти компоненты лежат в основе сформированности отношения.

 

Проблеме воспитания экологической культуры дошкольников просвещены труды таких ученых как Н.В. Бутенко [1], А.Н. Захлебного [2], Н.В. Коломиной [3], С.Н. Николаевой [4, 5, 6] и др. В этих трудах авторы делают попытки раскрытия основных принципов и условий экологического воспитания дошкольников.

В настоящее время взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе является слабоизученным. Тем не менее, ведется активный поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс формирования экологической культуры дошкольников. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности осуществляется на основе системы, разработанной с учетом системного, культурологического и деятельностного подходов.

Игра, являясь основной деятельностью дошкольников, служит эффективным средством воспитания и образования в дошкольной образовательной организации. В игровой деятельности у детей развивается наблюдательность, любознательность, пытливость, появляется интерес к объектам природы. Усвоение знаний о природе в игровой деятельности происходит значительно эффективнее. Таким образом, игры, вызывают переживания у дошкольников и оказывают тем самым сильное влияние на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, входят в их самостоятельную игру, становятся ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Список использованной литературы

  1. Бутенко, Н.В. Формирование экологической культуры дошкольников средствами игры/ Н.В. Бутенко Эколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч. -практ. конф. науч. ред. А.Ф. Аменд; отв. за вып. A.A. Саламатов. — Челябинск, 2015. -с. 15
  2. Захлебный, А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. — М., 1986. — 77 с.
  3. Коломина, H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий / Н.В. Коломина. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 143с.
  4. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников С.Н. Николаева. — М.: Новая шк., 2006. — 46 с.
  5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. -М.: Просвещение, 2009. -207 с.
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год