Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.
Занятия по Экологии
Автор: Цветкова Кристина Юрьевна   
19.04.2023 19:49

Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игрыРазвитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

Цветкова К.Ю. – воспитатель МБОУ «ЦО № 41», г.Тула.

Аннотация:

Одной их актуальных проблем в современной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является, воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Именно поэтому, экологическое воспитание необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, так как в данный период полученные познания имеют все шансы в будущем преобразоваться в стойкие убеждения.

 

Ключевые слова

Экологическое воспитание, дидактическая игра.

Для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста значимым направлением является воспитание экологической культуры. Рассматривая непростую экологическую обстановку в нашей стране, можно сделать вывод о необходимости экологического воспитания дошкольников в детском саду. Для того чтобы данный процесс проходил интересно и познавательно, разумно применять игры, как способ развития экологических знаний у детей.

Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра, понятие многозначное. Под ним понимают развлечение занятие, потеху, забаву, отдых, упражнение, соревнование, в ходе каковых прививается правильное отношение детей к взрослым, отношение ребенка к самому себе.

Как указывают С. А. Рубенштейн, А.С. Выготский, Д.П. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Взрослые применяют игру при обучении и воспитании детей с целью научить их разнообразным действиям с предметами, приемам и средствам общения. В процессе игровой деятельности ребенок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от каковых в дальнейшем будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с окружающими. К примеру, в игре развивается такая, особенность личности ребенка, как саморегулирование действий с учетом задач общественной деятельности.

Из числа разнообразных игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Основной целью каждой дидактической игры считается обучение. Следовательно главным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая спрятана от ребёнка игровой.

Существенным компонентом дидактической игры являются правила. Следование правилам игры гарантирует реализацию игрового содержания. Выполнение правил выступает незаменимым условием решения игровой и дидактической задачи.

Цель данной работы: развитие у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с которыми он знакомится в детстве; обогащать игровой опыт ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Объект исследования – процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые обучающие ситуации, как средство экологического воспитания детей.

Из выше поставленной цели, объекта и предмета вытекают следующие задачи:

  1. Анализ литературы по теме исследования, с целью выявления психолого-педагогической основы содержания экологического воспитания;
  2. Определить значение игры в процессе экологического воспитания;
  3. Разработать и апробировать методику использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании.

Для развития личности каждого дошкольника, дидактические игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Такой подход позволяет углублять и закреплять знания о живой и неживой природе. Для осуществления игровых ситуаций отбираются игрушки, разнообразный природный материал, готовые настольно-печатные игры.

Дидактические игры для экологического воспитания дошкольников разделяются на три группы, учитывая поставленные задачи.

  1. Дидактические игры для обогащения экологических представлений.
  2. Дидактические игры для восприятия эмоционально-ценностного отношения к природе.
  3. Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Такой подход к экологическому воспитанию дошкольников учит детей заботиться о растениях, животных которые окружают детей. Главная цель данных игр, заключается в том чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Список литературы:

  1. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005
  2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. И.: Сфера, 2005
  3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992
  4. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год