Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование художественной литературы для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Занятия по Экологии
Автор: Воробьёва Алла Петровна, Мартынова Наталья Леонидовна   
06.01.2023 14:36

Использование художественной литературы для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.Использование художественной литературы для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  • Воробьёва Алла Петровна,
  • Мартынова Наталья Леонидовна.

Воспитатели МАДОУ №48 г.Томска.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

 

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, и начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание должно научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме и в своей работе, мы тоже решили их поддержать, потому что, пожалуй, никогда эта проблема не стояла так остро, как в наши дни.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание хоть как-то оградить природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывая в детях бережное к ней отношение.

Занимаясь вопросами экологического воспитания, мы выявили ещё одну не менее важную проблему. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Общение с книгой сведено к минимуму. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, дофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, нужно признать процесс чтения очень важным в образовании и развитии, ребенка. А так как первой приоритетной задачей мы для себя выбрали экологическое воспитание, то и книги мы решили использовать с природоведческим содержанием.

Книжка о природе произведет впечатление на ребенка только в том случае, если разбудит его мысль, фантазию и чувства. Писатели знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Традиционная форма сказки с ее конкретными, живыми героями, диалогом, повторениями и благополучным концом доступна детям.

Сказка увлекает образностью, развитием действия, необычностью положений, в которые попадают герои, и поступками, отражающими их характеры. Сказка заставляет детей делать определенные выводы, воспитывает высокие нравственные чувства. Именно эти качества сказки используют в своих книгах детские писатели-природоведы. Сказка, как известно фантастическое произведение, которое всегда основано на реальных фактах. Фантастика сказки обязательно должна иметь меру, иначе у маленького читателя пропадет интерес к ней. Наиболее важно соблюдение этой меры в познавательных сказках, цель которых — сообщить знания о реальных явлениях. Ребенок должен чувствовать границу между сказочной формой и реальными сведениями о природе, изложенными в этой форме. Реальное в подобной сказке должно быть строго научно, иначе ребенок может усвоить неправильные сведения или вообще не увидит реальных фактов.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. К выбору книги для чтения следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада.

Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии.

Иногда в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н.Павловой, В.Бианки,

Н Сладкова. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется, как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд. Большое произведение вначале целиком, а затем – лишь основные места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения. Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.

Интерес к книге у ребенка проявляется рано. И, в последствии, по мере взросления, его нужно развивать и углублять. В этом призваны помочь мы с вами – педагоги и воспитатели детского сада.

Для решения поставленных задач, мы в своей работе пользуюсь опытом работы группы педагогов Калининского района г. Санкт-Петербурга, которые выпустили книгу «Добро пожаловать в экологию». Она разработана в соответствии с программой «Детство». Пользуюсь пособиями Т.М. Бондаренко, Л.М. Маневцевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

На основе этих пособий написали перспективный план работы, разработали конспекты занятий, запланировала ряд мероприятий с подробным описанием организации, программным содержанием, подобрали темы для бесед с детьми и родителями, темы консультаций, варианты опытов, наблюдения в природе, подобрали художественную литературу к занятиям, проводим диагностику. Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформирована началальная экологическая культура детей
  • появилось правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление
  • дети научились практическим действиям по охране природы
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности

- повысился интерес к книжным изданиям, как к источнику получению новых знаний.

Список используемой литературы:

  • Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей. Москва 2002г
  • Каменева Л.А., «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, 1983.
  • Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
  • Леонова А.В., Коротовских Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению. Справочник старшего воспитателя. -2009. №3 – с. 54-62.
  • Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. — 2007. №6. – с. 35-40.
  • Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. 2009. № 1. с. 119-128.
  • Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. — с.33-41.
  • Маркова В., Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. 2009. №6. с.62-69.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год