Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование проектных технологий в организации экологического воспитания дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Макаренко Анастасия Геннадьевна   
19.12.2022 09:15

«Использование проектных технологий в организации экологического воспитания дошкольников»«Использование проектных технологий в организации экологического воспитания дошкольников»

Макаренко Анастасия Геннадьевна воспитатель МБДОУ д/с № 40 станица Роговская Тимашевский район

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом:

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается са-мостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными пред-ставлениями из области живой природы, естествознания».

 

Скачать презентацию

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду. Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка – дошкольника.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Участие в проектах помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Экологические проекты мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку. Проектная деятельность в нашем детском саду это часть образовательного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым перезимовать», «В гостях у Лесовичка», «Осенние листочки», «Красная книга», «От зернышка до каравая», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька» и др.

Хочу подробнее остановиться на долгосрочном социально-экологическом проекте «Птицы — наши друзья». Начинался он с того, что дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта — с наступлением холодов становится меньше корма и нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. Дошкольники решили помочь птицам перезимовать. А именно, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких только кормушек не появилось на территории детского сада. Кормушки были разнообразными: кормушка «Автобус», «Кафе», «Конфетка», «Корзинка» и др. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы, а что не следует предлагать пернатым. Они приносили семечки, пшено, сало, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» — поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать — ночью бывает мороз; ворона ходит по дороге — к теплу.

В ходе реализации проекта была организована выставка рисунков, фотосессия со своей поделкой. Дети с удовольствием рассказывали, как они мастерили свои кормушки.

В группе появился альбом со словотворчеством детей. С интересом читали произведения детской художественной литературы, заучивали стихотворения и песни о птицах. Рассматривали серию иллюстраций и составили по ним рассказ «Как дети спасли птичку».

Во время прогулки играли в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка — сова», «Скачет, скачет воробей».

Природный уголок группы пополнился альбомами «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы на территории нашего сада», «Красная книга Кубани».

В итоге работы над проектом дети показали высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам, приобрели потребность в общении с представителями мира птиц, в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему. С желанием участвуют в экологических акциях. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

В ходе реализации проекта у детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями птиц, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекли родителей к образовательному процессу в детском саду.

Необходимо помнить, что приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Технология проектирования становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь этот опыт развивает в нем уверенность в себе, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту, и обязательно привлекать к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год