Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная программа «Зеленый патруль» для детей 6 – 7 лет
Занятия по Экологии
Автор: Петухина Анна Викторовна   
25.08.2022 18:45

Дополнительная общеобразовательная программа «Зеленый патруль» для детей 6 – 7 летДополнительная общеобразовательная программа «Зеленый патруль» для детей 6 – 7 лет

Направленность: естественно — научная, Срок реализации программы: 1 год, Год разработки: 2022 г.

1. Целевой раздел Программы

1. 1. Пояснительная записка

«Любовь к природе, впрочем, Как и всякая человеческая любовь Несомненно, закладывается в нас с детства» И. Соколов-Никитов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

 

Скачать программу

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое воспитание дошкольников. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное, знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, сравнение (дети находят сходства и различия природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных при изменении условий, обобщение (дети учатся объединять растения и животные в группы) и др.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Данная программа отражает основные положения и идеи экологического воспитания дошкольников:

  • системное строение природы
  • понятие «живое» и «неживое», как основа экологического воспитания
  • единство живой и неживой природы
  • приспособления растений и животных к среде обитания
  • природа родного края, станицы
  • бережное отношение к окружающей среде.

Нормативный срок освоения программы 1 год. Она рассчитана на детей подготовительной группы, возраст 6 — 7 лет. Количество человек в группе не более 12. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, с 17. 30, продолжительностью 30 минут (1 академический час).

1. 2. Цель и задачи программы.

Цель: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс для формирования экологической культуры дошкольника в интересах человека, общества, государства.

Основные задачи программы:

  • Формировать экологическую культуру дошкольников.
  • Воспитывать духовно-нравственную личность ребёнка через приобщение детей к экологической культуре.
  • Воспитывать осознанное и бережное отношения к окружающей среде.
  • Воспитывать способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить с жизнью природы.
  • Развивать познавательные способности, творческие и интеллектуальные способности, психические процессы речевую культуру.
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к родному краю, к окружающей его природе.

1. 3 Формы, методы и принципы работы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей

роли воспитателя;

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип учета возрастных особенностей детей;

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения организованной образовательной деятельности: — экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
  • репродуктивный: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
  • частично-поисковый -участие в коллективном поиске.
  • исследовательский: опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа.
  • словесные методы: устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного.
  • наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки.
  • практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

1. 4. Значимые характеристики особенностей развития детей подготовительного возраста.

В возрасте 6 – 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её 6 привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

1. 5. Предполагаемый результат обучения.

В результате освоения данной программы каждый ребенок:

Должен знать:

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
  • О трёх стадиях развития живых организмов.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
  • О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Сибири.
  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Должен уметь:

  • Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по программе предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

2. 2. Содержание программы. Учебный план.

Раздел 1.Что изучает экология? Чем занимается Зелёный патруль?

1. Экология – наука о доме. Мир, в котором мы живем. Планета Земля. Зелёный патруль, задачи.

Содержание: Представление об экологии как науке, о доме, в котором живут дети. Представление о планете Земля, об обитателях Земли. Уточнение природоведческих знаний детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Знакомство с ролью человека в природоохранной работе. Воспитание гуманного отношения к природе. Знакомство с глобусом, представлением об исследовании Космоса человеком.

2. Где мы живем? Живая и неживая природа. Мы друзья природы.

Содержание: Знакомство с тремя сферами жизни человека, животных и растений: наземная, наземно-воздушная, водная. Закрепление знаний о живой и неживой природе, о правилах поведения в природе. Представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы).

3. Сезонность в жизни животных и растений. Климат, природные явления.

Содержание: Знакомство детей с картой, со значением цветов на ней. Элементарные представления о климате родного края, влиянии на него жизнедеятельности человека.

4. Куда деваются листья? Дары осени. Сезонные изменения в природе.

Содержание: Расширение представлений детей о характерных явлениях неживой природы, влиянии сезонов на характер деятельности человека в природе, на его

отдых и состояние здоровья. Знакомство детей с правилами сушки листьев и их хранением.

5. Где живет вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Содержание: Значение воды для растений, животных и человека. Знакомство детей со свойствами воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Круговорот воды в природе.

6. Приспособление растений и животных к жизни в водной среде.

Содержание: Вода — ценный продукт, она нужна всем живым существам. Представление о водоеме как сообществе водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. Кто такие рыбы. Рыбы, живущих в аквариуме, их рост, развитие, размножение.

7. Ходит капелька по кругу.

Содержание: Охрана водных ресурсов. Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели». Инсценировка по мотивам сказки А.Дитрих «Куда делась вода после дождика», выпуск листовок «Берегите воду».

8. Пятый океан. Воздух- невидимка.

Содержание: Что такое воздух. Способы обнаружения воздуха. Свойства воздуха. Ветер, его особенности, значение в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури.

9. Этот удивительный воздух. Вот труба -над нею дым.

Содержание: Роль воздуха в жизни человека. Источники загрязнения воздуха. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать Рассказ, беседа, демонстрация, наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, художественное слово.

10. Путешествие по реке времени. От чего происходит смена дня и ночи. Содержание: Солнечная система, место Земли в космическом пространстве. Представление о времени, частях суток, смене времен года.

11. Солнце в жизни растений и животных.

Содержание: Влияние солнца на живые организмы.

12. Мороз удивительный художник. Зимний букварь.

Содержание: Мороз как явление неживой природы, влияние сезонов на характер деятельности человека в природе, на его отдых и состояние здоровья. Способы приспособления к зиме (растения, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, звери).

13. Земля. Формы земной поверхности. Земля наша кормилица.

Содержание: Почва — верхний слой Земли. Состав почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной). Загрязнение почвы, способы ее очистки. Опыт: свойства почвы.

14. Что находится под землей. Занимательное песковедение.

Содержание: Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду; глины — плотность, пластичность, вязкость. Способы их использования человеком. Песок и глина – полезные ископаемые.

15. Елочка, живи!.

Содержание: Расширить знания детей о хвойных деревьях. Объяснить, почему нельзя рубить самовольно ели в лесу, а лучше приобрести на елочном базаре.

16. Старт акции «Подкормите птиц зимой». Зима в лесу

Содержание: Развивать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширять знания и представления о повадках диких животных и помощи им зимой.

17. Новый год шагает по планете

Содержание: Познакомить с новогодними традициями в разных странах, вызвать желание принять участие в изготовлении икебаны — при этом не погубить ни одного дерева. Учить ребят работать дружно, создать праздничное настроение.

18. Поможем зимующим птицам.

Содержание: Уточнить представления детей о зимней подкормке птиц — внимательное отношение к пернатым. Принять участие в экологической акции

помощи пернатым друзьям.

Раздел 2. Многообразие растительного и животного мира.

19. Значение почвы в жизни растений и животных.

Содержание: Земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке. Загрязненные почвы влияют на жизнь растений, животных и здоровье человека. Почва — это кладовая различных полезных ископаемых.

20. Представители царства животных.

Содержание: Животный мир. Особенности внешнего вида животных, строения, жизнедеятельности. Типы питания (растительная пища, животная пища),

приспособления (линька, спячка), среда обитания и условия, необходимые для их жизни.

21. Веселый двор. Животные — помощники. Животные в жизни

человека.

Содержание: Жизнь домашних животных, взаимосвязь с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, могут погибнуть.

22. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Домашние питомцы. История одомашнивания кошки и собаки.

Содержание: Знакомство детей с условиями содержания и правилами ухода за домашними животными.

23. Создания прекрасные и удивительные. Растения в жизни человека.

Содержание: Что такое растение? Виды растений. Растения нашей области. Строение растений.

24. Разнообразие комнатных растений. История одомашнивания растений. Комнатные растения – «великие путешественники».

Содержание: Комнатные растения. Растения – живые существа, у них есть свои потребности. Им необходимы определенные условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.

25. Что за чудо-цветок?

Содержание: Использование растений в цветочно-декоративном оформлении, основные правила составления цветочных композиций.

26. Способы ухода за комнатными растениями.

Содержание: Зависимость роста растений от тепла, света, воды и земли. Представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Агрономические приемы по уходу за комнатными растениями: полив, рыхление, удобрение, пересадка, перевалка, обтирание пыли.

27. К нам весна шагает быстрыми шагами.

Содержание: Представление детей о характерных явлениях неживой природы, влиянии сезонов на характер деятельности человека в природе, на его отдых и состояние здоровья. Весна, как время года, жизнь растений и животных, погодные условиях в весеннее время, труд взрослых весной.

28. День Земли.

Содержание: Целительные свойства зеленых растений. Знакомство с некоторыми из них (алоэ, герань, фиалка и др.). Внешний вид и название. Выставка поделок из бросового материала «Очистим планету от мусора».

29. В маленьком семени прячется растение. Огород на окне.

Содержание: Уход за растениями в комнатных условиях, обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

30. О чем поют птицы?

Содержание: Зимующие и перелетные птицы. Приспособление птиц к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы, связи птиц со средой обитания. Строение, способы питания, гнездования, размножение и уход за потомством.

31. Как растёт дерево? Деревья хвойные, лиственные, кустарники, травы.

Содержание: Виды деревьев, кустарников, культурные и дикорастущие травянистые растения. Названия деревьев, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов.

32. Растения нашей области.

Содержание: Условия жизни растений в естественных и искусственных экосистемах, особенностями ухода и режима питания. Растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным.

33. Лес — многоэтажный дом. Лес в жизни человека. Тайга.

Содержание: Лес и его обитатели как сообщество. Взаимосвязь обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга. Роль лесов в жизни

Человека Понятие: «Тайга», «Сибирь».

34. «Луг- экосистема».

Содержание: Луг как экосистема, связь растений с насекомыми, влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Красота луга. Редкие, лекарственные и ядовитые растения. Правила поведения в природе.

35. Путешествие по карте (леса, моря, пустыни, степи).

Содержание: Приспособление животных и растений к жизни в природных условиях: тайге, степи, пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям. Изготовление модели «Животные жарких стран»

36. Природа и человек. Красная книга. Заповеди юных защитников природы.

Содержание: История возникновения Красной книги. Рассказ о растениях и животных из Красной книги России. Мероприятиях по охране природы (человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год