| 
  «Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста» 
2021-2022 учебный год 
Введение 
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. 
Актуальность выбранной темы 
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. 
  
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. 
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. 
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. 
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 
Цели: 
- повышение педагогического уровня
 
- формирование положительного отношения к природе
 
- формирование экологических знаний у детей
 
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами
 
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
 
 
Задачи: 
- Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей
 
- Осуществление систематической работы с детьми
 
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
 
 
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
 
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам
 
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
 
 
Выход темы: 
- консультации для родителей: "Природа глазами ребенка"
 
- консультация для педагогов
 
- картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
 
 
Формы и методы работы с родителями и детьми: 
- Родители:
 
- сотрудничество через консультации
 
- беседы
 
- совместное изготовление дидактического материала
 
- Дети
 
 
Формы 
- наблюдения
 
- НОД
 
- труд в природе
 
- эксперименты и опыты
 
- дидактические игры
 
- развлечение «В гостях у лесовичка»; праздник Осени.
 
 
Наглядные методы: 
- целевые прогулки
 
- наблюдения
 
- показа сказок (педагогом, детьми)
 
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
 
- проведение дидактических игр
 
 
Словесные методы: 
- чтение литературных произведений
 
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
 
 
Игровые методы: 
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр — драматизаций и др.)
 
- загадывание загадок
 
- развлечение, праздник Осени.
 
 
Практические методы 
- организация продуктивной деятельности детей
 
- оформление гербария растений, плодов
 
- изготовление с детьми наглядных пособий.
 
 
Работу по данному направлению я начинаю с того, что изучу педагогическую литературу, проанализирую исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников. 
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом: 
- 1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.
 
- 2 этап- проектировочный.
 
- 3 этап- творческий.
 
 
| 
 Название блока 
 | 
 период 
 | 
 Работа с детьми 
 | 
 Работа с родителями 
 | 
 
| 
 «Растительный мир» 
 | 
 Сентябрь-октябрь 
 | 
 -Рассматривание иллюстраций, альбомов растительного мира. 
- Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали». 
- Рассказ по картине Левитан «Березовая роща» (описание берёзы). 
-Чтение художественной литературы: “О чем рассказывает гербарий” (В. Ветлина), “Осенний ковер” (Б. Трофимов). 
- Загадывание загадок о грибах и ягод, о деревьях. 
- Д/И «От какого дерева листок»; «Что в моей корзинке». 
- Слушание мелодий «Звуки леса». Развлечение «Праздник Осени», «В гостях у лесовичка». 
Итоговый продукт: «Корзинка витаминов» (коллективная работа). 
 | 
 Изготовление гербария. 
Наблюдение совместно с детьми за уборкой урожая. 
Выставка поделок с использованием природного материала «Осенняя фантазия». 
Предоставить фотографии детей «Я в мире природы». 
 | 
 
| 
 «Животный мир» 
 | 
 Ноябрь-декабрь 
 | 
 - Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы». 
 - Рассматривание картины: «Скотный двор», «Кошка с котятами», «Звери в зимнем лесу». 
- Чтение художественная и познавательная литература: “Ждут помощников” (Н. Павлова); “Разграбленный склад” (А. Рыжов); сказка «Как собака друга искала». 
- Загадывание загадок о животных. 
- Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Пищевые цепочки»; «Кто, где живёт», «Кто что ест». 
- Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует». 
- Игра-имитация «Звериная зарядка». 
- Подвижная игра: «У медведя во бору». 
- Настольный театр «Маша и медведь». 
- Оригами-животные. 
- Итоговый продукт: «Звери в лесу» (коллективная работа). 
 | 
   Подготовка консультации для родителей «Забота о животных». 
Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Мой питомец». 
 | 
 
| 
 «Мир птиц» 
 | 
 Январь-март 
 | 
 - Наблюдение за птицами на участке, подкормка птиц. 
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. 
- Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;  «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»;  
- Чтение художественной литературы: “Птицы и листья” (М.Пришвин); “В полет” (Н.Сладков). Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой». И. Вотяков «Тайна лесной тропинки». Г. Скребицкий «Покормите птиц». 
- Загадывание загадок о птицах. 
Слушание аудиозаписи: «Пение птиц». 
- Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв», «Собери картинку». 
- Подвижная игра: «Птицы и лиса» 
- Рисование «Птицы на кормушке». 
- Итоговый продукт: Коллаж «Птицы бывают разные» (коллективная работа). 
 | 
 Изготовление птичьей столовой. 
Консультация «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». 
Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Забота о птицах». 
 | 
 
| 
 «Комнатные растения» 
 | 
 Апрель - май 
 | 
 - Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?»; «Что ты сделал доброе для природы». 
- Наблюдение за комнатными растениями, уход за ними. Труд в уголке природы. 
- Наблюдение за первыми цветами на участке детского сада. 
- Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». 
- Чтение художественной литературы “Рядом с нами” (И. Полуянов), Н. Павлова «Мать-и-мачеха». 
- Загадывание загадок о цветах. 
- Создание проблемной ситуации «Цветок на земле». 
- Прослушивание аудиозаписи: «Голоса природы». 
- Дидактическая игра «Живая и неживая природа», «Что будет, если..» 
- Игра-имитация «Расти цветок»; 
- Музыкально-подвижная игра «Найди цветок» 
- Рисование «Комнатный цветок». 
- Итоговый продукт: «Весеннее настроение» (картина с цветами). 
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ. 
- 1.Изготовление своими руками «Красная книга».
 
- 2.Изготовление альбома на тему экологическое воспитание «Я в мире природы».
 
- 3.Картотека игр.
 
- 4.Отчет о проделанной работе. Презентация. Обмен опыта с коллегами.
 
  | 
 Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Я в мире цветов». 
Выставка работ «Цветы – красоты жизни нашей». 
Презентация родителям альбома и книги, выполненные воспитателем совместно с детьми. 
 | 
 
 
  Литература: 
1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. 
2. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с. 
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001. 
4.  Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. 
5. Статьи из журналов. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. 
6. Чебан, М.И. «Экологические игры» // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. 
			 |