Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование у старших дошкольников экологических представлений в процессе ознакомления с природоведческой литературой
Занятия по Экологии
Автор: Тишкина Наталья Прокопьевна   
21.05.2022 18:16

Формирование у старших дошкольников экологических представлений в процессе ознакомления с природоведческой литературойФормирование у старших дошкольников экологических представлений в процессе ознакомления с природоведческой литературой

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «экологические представления», «метод», «природоведческая литература». Особое внимания в статье уделено использованию природоведческой литературы, как эффективного метода формирования экологических представлений дошкольников.

Ключевые слова: дошкольный возраст, экология, экологические представления, природоведческая литература.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного и всестороннего развития ребенка, формируется личность человека.

Проблема взаимосвязи человека с природой, а также воздействия общества на окружающую среду, не является новой, она во все времена считалась одной из главных. Но именно сейчас, в наши дни, эта экологическая проблема является особо острой и принимает огромные масштабы.

 

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе, осознания важности её охраны. В связи с этим перед воспитателями ДОО стоит важная задача: найти наиболее эффективные условия для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста как основы экологически грамотного взаимодействия с природой.

Ещё пятьдесят лет назад об экологии и экологическом образовании дошкольников никто не говорил. В настоящее время оно стало одним из самых важных направлений в дошкольной педагогике.

Большинство комплексных программ обучения и воспитания в детском саду имеют раздел по экологическому воспитанию дошкольников, также существуют дополнительно и парциальные программы по экологическому образованию дошкольников, которые в настоящее время можно условно подразделить на три группы в зависимости от их цели и содержания:

  1. Программы биоэкологической направленности ( «Наш дом-природа», «Юный эколог», «Мы», «Росинка» и другие).
  2. Программы эстетико-экологической направленности ( «Семицветик», «Мир вокруг нас», «Природа и художник» и др.)
  3. Программы социально-экологической направленности ( «Мы-земляне», «Детский сад ХХI века», «Экономика и экология» [3].

Во всех программах вопросы формирования экологических представлений параллельно с вопросами воспитания положительного отношения у детей к природе.

Экологическое воспитание дошкольников имеет огромное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, которая является частью общечеловеческой культуры.

Компонентами экологической культуры являются прежде всего экологические представления, на основе которых формируются эмоционально-положительное отношения к объектам природы и навыки поведения в природной среде, а также умения природоохранной деятельности [4].

В настоящее время, существует множество методов формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Представление – это форма эмпирических знаний. Представление является психическим процессом отражения предметов и явлений, которые в настоящий момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе опыта, полученного ранее.

Экологические представления – это конкретные знания о человеке как части природы, о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, их приспособленности к ней, о ценностях природы, об использовании природных богатств [1].

Экологические представления – это обобщённое определение объектов и явлений природы, сложных связей, которые существуют в экосистемах и характеризуют сообщества в целом.

Экологические представления следует отличать от природоведческих знаний. Природоведческие знания – это система знаний о природе, а при формировании экологических представлений – у детей вырабатывают гуманное отношение к природе, знания о взаимосвязях живых организмов между собой и со средой обитания [2].

Успешное знакомство дошкольника с окружающей природой происходит через наблюдение и практическую деятельность. Некоторые способы ознакомления с природой (литература, живопись, кинофильмы, телевидение) расширяют кругозор ребёнка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие, чем общение с природой, которое насыщает эмоциональное восприятие ребёнка яркими впечатлениями.

Природоведческая литература занимает особое место при формировании у дошкольников экологических представлений. Природоведческая литература образным ярким языком передаёт все разнообразные характеристики объектов окружающей среды. Художники, оформляющие детские книги о природе, достоверно и с любовью выражают художественными средствами отношение писателя, в какой-то мере и своё, к героям произведения. Детские книги о природе помогают не только формированию экологических представлений, но и воспитывают положительное отношение к окружающей среде, проявлять сочувствие, удивляться и восхищаться объектами и явлениями природы.

Природоведческая литература для детей дошкольного возраста появилась достаточно поздно. В конце 18 столетия в журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» впервые стали публиковаться очерки о природных явлениях и даже стихи, где авторы описывали чувства, которые возникли у лирического героя от созерцания красоты природы (например, Н. Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).

Одной из характеристик природоведческой литературы для детей является то, что природа отображается в ней многообразными художественными средствами. Именно благодаря литературе о природе у дошкольников развивается чувство прекрасного, формируются эстетические чувства. Художественная литература показывает детям многообразие человеческих чувств (любовь, сопереживание, радость, восхищение и др.)

Художественное слово и художественная литература позволяют обогатить знания детей об окружающей действительности, уточнить их и закрепить, а также она играет огромную роль в умственном развитии детей, способствует воспитанию любознательности, познавательного интереса и наблюдательности.

Природоведческая литература имеет возможность дать детям знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут увидеть в обычной жизни в настоящее время (например, о жизни животных в лесу, на лугу, в водоёме). В этом случае приходят на помощь произведения К. Д. Ушинского ( «Лиса-Патрикеевна» и «Орёл»), Е. Чарушина ( «Сорока»), В. Бианки ( «Лесная газета», «Лесные домишки»), М. Пришвина ( «Ребята и утята», «Лесной доктор») и другие. С помощью художественной литературы происходит формирование природоведческих понятий (Н. Сладков «Синичий запас», В. Бианки «Первая охота», «Приключения муравьишки», «Лесные домишки», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и другие).

Выбирая природоведческую литературу для дошкольников, прежде всего, нужно использовать произведения, которые рекомендованы Программой ДОО. Это произведения А. Пушкина, А. Фета, И. Соколова-Микитова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Майкова, Л. Толстого, М. Пришвина, а также С. Есенина, А. Толстого, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой, К. Паустовского и других. Эта литература представлена стихами, прозой, поэзией. Она разнообразна по жанрам, что привлекает детей.

В список произведений, с которыми дети старшего дошкольного возраста знакомятся в течение года, могут входить произведения различных размеров и видов изложения: короткие рассказы, сказки, а также произведения, которые читаются в течение всего учебного года (М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Хвосты», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Снежная книга», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Приключения муравьишки», «Прячутся», «Купание медвежат», «Зелёный пруд», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Синичкин календарь» и другие).

Список использованной литературы:

  1. Говоркова, А. Ф. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Сфера, 2018. – 68 с. (21-25 с.)
  2. Запорожец, А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета // Доклады АПН РСФСР. – 1986. – № 1.
  3. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Метод, рекомендации для дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 415 с.
  4. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: Дис… канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 1978. – 292 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год