Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Садыкова Татьяна Владимировна   
21.03.2021 06:02

Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Вид проекта: информационно – творческий.

Цель проекта: Формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру и представителям живой природы; в убеждении, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; в любви к родине и родному краю.

Задачи проекта:

  • Систематизировать знания детей об окружающем мире.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия, желание сохранять и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

Актуальность проекта:

 

У каждого счастливого человека есть свое любимое место, где он родился, где прошло его детство, и сколько бы ни было человеку лет, он всегда будет вспоминать о нем с особой теплотой и трепетом. У всех людей любовь к своему родному краю проявляется по-разному: одни слагают песни, стихотворения и рассказы, другие рисуют картины, — тем самым прославляя и увековечивая память об этих местах на долгие годы.

Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно, потому что в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. А одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к Родине.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с окружающей природой. В связи с этим мы выделили такую проблему, что одной работы детского сада недостаточно – только совместное и систематическое взаимодействие педагогов и родителей поможет достичь положительных результатов в воспитании экологической культуры дошкольников. Открыть окно в удивительный мир природы, разбудить в детях интерес к природе родного края, научить детей наблюдать и оберегать окружающий мир – вот главный источник эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми. Поэтому взрослым тоже стоит задуматься над своим чувством любви к Родине и природе родного края.

Участники проекта: дети 5 – 7 лет, воспитатели и родители.

Период реализации проекта: среднесрочный (8 недель).

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

  1. Разработка проекта.
  2. Определение цели и постановка задач.
  3. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по данной теме.
  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  5. Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
  6. Изготовление и приобретение дидактических игр.
  7. Рассматривание рисунков, фото по данному проекта.

I. Основной этап

  • Работа с детьми

№ Вид деятельности Название

1

ООД

Познавательное и социально – коммуникативное развитие

«Мой край Башкортостан»

«Природу надо беречь»

«Поющий родник»

«Что мы знаем о пчелах»

«Природа Башкортостана»

Составление рассказа по серии картин «Посадка дерева»

«Экология в творчестве В. В. Бианки»

2 ООД

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Уральские горы»

Лепка «Волшебный лес»

Аппликация «Пчела»

3 Викторина «Почему на Урале жить хорошо»

4 Беседы «Моя республика — Башкортостан».

«Что такое природа?»

«Деревья нашего края»

«Животные Башкортостана»

«Башкирская пчела»

«Поможем природе»

5 Наблюдения «Соберем семена цветов с клумбы»

«За сезонными изменениями в природе»

6 Экскурсии В библиотеку.

В музей Национального Парка «Башкирия».

На Нугушское водохранилище.

7 Виртуальные экскурсии с использованием ИКТ  «Кутук – Сумганское урочище» (с многочисленными пещерами)

  • Карстовый мост «Куперля»
  • «Урочище Муйнак – Таш»
  • «Нугушское Водохранилище»

8 Дидактические игры «Природа — не природа»

«Птицы нашего края»

«Собери урожай»

«Чьи следы»

«Чей листок улетит дальше»

«Собери картинку»

«Узнай по описанию»

9 Чтение художественной литературы В. Степанов «Животные наших лесов».

Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Башкирская легенда «В царстве Шульгена».

Сказка «О курае».

Произведения В. В. Бианки

Легенды о реках Башкортостана.

Стихотворение М.Гали «Курай», А. Игебаев «Курай».

10 Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Природа Башкортостана»

«Животные Башкортостан»

«Деревья»

Иллюстрированная книга «Национальный парк «Башкирия»

11 Продуктивная деятельность Изготовление лэпбука на тему «Лес и его обитатели»

12 Итоговое мероприятие «Цвети мой край родной, Башкортостан»

  • Взаимодействие с родителями
  • Консультация «Учите детей любить природу»
  • Экологический субботник «Природа любит чистоту»
  • Конкурс поделок из природного материала.
  • Разучивание стихотворений ко Дню Республики

II. Заключительный этап

  • Оформление уголка природы
  • Оформление выставки рисунков «Береги природу», работ по художественно-эстетической деятельности.
  • Привлечение родителей к сбору природного материала для дальнейшего использования
  • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы
  • Презентация проекта

Вывод:

В ходе информационно – поисковой работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации: «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свою Родину и природу родного края.»

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, и действующая в рамках экологической необходимости.

Список литературы:

  1. В гостях у природы. / Сост. В. Волина. –СПб.: «Виктория – Специальная Литература», 1997.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  5. Гасанова Р. Х. Я Родину свою хочу познать! Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007.
  6. Голицына Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.
  7. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада/С. Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Фазлыева Ф. Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год