Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ экологической культуры дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Никитина Анна Сергеевна Пупкова Елена Александровна Макулькина Наталья Николаевна Макарова Анна Сергеевна   
20.02.2021 23:04

Формирование основ экологической культуры дошкольниковФормирование основ экологической культуры дошкольников

Экологическая культура, а точнее её основы формируются в процессах обучения и воспитания рассматриваются как процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно находили нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались общенародные традиции, основывалась народная педагогика, направленная на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

 

Любой структурный компонент экологической культуры дошкольников можно полагать соответствующим критерием для ее оценивания:

  • когнитивный (познавательный критерий);
  • эмоциональный (эмоционально-нравственный критерий);
  • деятельностный (практический критерий).

Опираясь на рассмотрение научно-методической литературы, на основании парциальной программы по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Формирование основ экологической культуры дошкольников предполагает:

  • формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Нами заполнялась диагностическая таблица на начало учебного года и на конец.

В ней представлены знания старших дошкольников:

  • представления о живой и неживой природе,
  • отношение к природе;
  • знания и соблюдения правил в природе.

Критерии формирования основ экологических знаний дошкольников:

  • знания живой природе (направлены на определение характерных особенностей представителей мира животных);
  • знания о неживой природе (направлены на формирования представления о том, что неживая природа – среда жизни растений, человека, животных).
  • отношение к природе (направлено на экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам);
  • знания и соблюдение правил в природе (направленно на формирование экологических знаний и соблюдения правил в природе).

Экологическое воспитание в доу проводиться в интересной форме. Применяется метод наблюдения и метод экспериментов за выявлением отношения детей к природе.

Например, можно проводить самые различные наблюдения и эксперименты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами.

Дошкольники не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих экспериментов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри.

Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем − след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

Беседы проводятся в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы воспитатель, использует:

  • картинки;
  • фотографии;
  • иллюстрации из книг и журналов;
  • музыку.

Видя затруднения нескольких дошкольников, беседу проводят с наводящими вопросами, используют карточки подсказки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год