Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар — практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Литвинова Светлана Павловна   
05.02.2021 20:30

Семинар — практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»Семинар — практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 62 г. Орска» Литвинова Светлана Павловна

Цель

  • оказание помощи педагогам дошкольного учреждения в овладении технологией ознакомления дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

  • совершенствовать педагогическое мастерство педагогов в работе по формированию экологической культуры дошкольников средствами экологической сказки
  • способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно — эмоционального отношения к экологической сказ

Скачать конспект

Ход семинара — практикума:

Как ведем с природой диалоги мы
Знают даже муравьи вокруг.
Знаем мы науку экологию,
Ведь она природе лучший друг.

Чтобы повысить эффективность экологического образования мы используем различные формы и методы работы:

  • экологические занятия;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • коллекционирование;
  • экологические игры (дидактические, имитационные – игры моделирование экосистем, игры путешествия);
  • инсценировки экологических сказок;
  • экологические конкурсы.

Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение сказок экологического содержания способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом — на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками (экология)

- что общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семечко, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку.

Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой:

  1. Чтение сказок.
  2. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
  3. Исправление ошибок в сказках.
  4. Театрализация сказок.

Игра в группах.

Предлагаю разделиться на две группы.

  1. группа — вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы она получилась с экологическим содержанием.
  2. группа — вам необходимо придумать новую сказку с помощью картинок.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", — сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", — возразила Маша.

Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка — сказал Петя, — Давайте ее поймаем».

Ошибки:

  1. Скворцы улетают в теплые края
  2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
  3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
  4. Белки в спячку не впадают.
  5. Зимой появляются птенцы у клеста.
  6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Сказка «О Человеке и Золотой Рыбке»

Жил на свете Человек. Воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

— Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

— Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

— Между прочим, — говорит Золотая Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

— Ладно, — говорит, — отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки

дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано.

Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало.

— А вместо птичьих песен у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего — нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

— Тебе какой завод — химический или металлургический?

— Да мне все равно, — Человек отвечает, — лишь бы прибыль побольше была.

— Будет тебе завод, — вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

— Ничего, — думает Человек, — главное — разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему сон. Будто стало все вокруг по-старому.

Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг — дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить.

Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

— Как же так? – удивился Человек, — куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

— Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло в воде…

Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Экосказки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа это сказки, где дети получают знания об определенном объекте или явлении природы. Сила эмоционального воздействия сказочных персонажей на детей предоставляет возможность разбудить у них позитивные чувства и эмоции, следовательно, лучше запомнить информацию. К примеру, можно придумать сказку на проблемную тему: «Почему кошка ловит мышей». Лучше использовать такие сказки после проведения непосредственного наблюдения за объектами или явлениями природы, что позволит сопоставить увиденное и услышанное, проанализировать, сделать заключения.

Вторая группа сказки, в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах и явлениях в природе, о связях и зависимостях, которые существуют в природе. Например, «Приключения муравья», «Подземные лабиринты». Только использовать такие сказки нужно тогда, когда ребенок уже имеет знания об описанных в сказке объектах, но связи и зависимости между ними еще требуют осмысления и закрепления.

Третья группа сказки, которые позволяют детям обобщить и систематизировать полученные ранее знания с различных источников. Такие сказки позволяют аккумулировать знания и преобразовать их в яркие образы, например, леса, капельки, которая путешествует и перевоплощается в различные состояния. Использовать такие сказки следует после наличия определенной системы знаний о природе.

Четвертая группа сказки, которые раскрывают влияние человека на природу, а также взаимосвязи между ними. Чтение таких сказок обязательно должны сопровождаться беседами-рассуждениями о поступках героев, что позволяет ребенку легче воспринимать и анализировать информацию.

Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе опираясь на схемы и мнемотаблицы.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год