Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)
Занятия по Экологии
Автор: Данилова Е.Ю. Кондрашова О.Ю.   
15.12.2020 17:04

Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)

Составили воспитатели

  • Данилова Е.Ю.
  • Кондрашова О.Ю.

Цель создания метеостанции в детском саду:

Создание развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.

Задачи:

  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: термометр, барометр, флюгер, осадкомер, снегомер, ветровой рукав, солнечные часы, ловец облаков;
  • Обучать детей снятию показаний с приборов.

Местонахождение: прогулочный участок группы «Почемучки» на территории МБДОУ детского сада №1 Колпинского района, Санкт – Петербурга.

 

Скачать конспект

Назначение:

  • учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, используя для этого специальные приборы;
  • воспитывать осознанно правильное отношение к природе.

Краткое описание границ маршрута: маршрут начинается у входа на территорию прогулочной площадки группы «Почемучки» и следует по левой стороне по указателям – табличкам, заканчивается маршрут после указателя «Флюгер».

Расстояние между указателями объектов составляет 1-1, 5 метра.

Описание экскурсионных объектов на маршруте:

Метеорологическая будка – служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

Метеорологическая будка сконструирована таким образом, чтобы термометры и другие приборы находились в приземном слое воздуха. Дверца будки всегда обращена на север. Она выкрашена в светлый цвет и имеет специальные жалюзи.

Термометр – служит для определения температуры воздуха.

Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз – градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: «+50», а пять градусов холода так: «— 50».

Термометр позволяет определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.

Один термометр расположен в метеобудке, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на крыше метеобудки под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

Барометр – отмечает перемены, происходящие в воздухе.

Напоминает будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати, у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на число «754». Вторая стрелка – контрольная. Ею отмечают, куда передвинулась первая стрелка. Над числом «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево – запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом – дождя, а зимой – снега.

Барометр не предсказывает погоды – он отмечает перемены, происходящие в воздухе.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки.

Гигрометром может служить подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Магнитно –меловая доска – нужное и удобное приспособление для того чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.

Примеры:

  • рисовать и изучать условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.;
  • показать вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
  • прикрепить плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).

Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы.

Атмосферные осадки.

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания. Количество осадков измеряется при помощи осадкомера или дождемера.

Осадкомер – служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Осадкомер состоит из ведра, крышки – защиты и измерительного стакана. Ведро осадкомера имеет форму цилиндра. Внутри ведра впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. Для уменьшения испарения осадков из ведра в теплое время года отверстие диафрагмы закрывается пробкой – воронкой. В зимний период пробка – воронка вынимается. С внешней стороны к ведру припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком. Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в ведро осадкомера, имеет деления. Цена деления равна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм). Осадкомер установлен на деревянном столбе высотой 1,6 см так, чтобы приемная поверхность находилась на высоте 2,0 м от земли и была строго горизонтальна. Диаметр столба должен быть равен 16 — 17 см. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.

Зачем осадкомер зимой?

Зима редко приходит и уходит строго по календарю. Зависит от региона. В любом случае, при правильном размещении метеоплощадки, осадкомер показывает точный уровень дождя, снега, града. Также показания этого прибора дополняют детские знания о видах осадков понятием, об их интенсивности.

Снегомер – прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

  • Равномерный (без сугробов).
  • Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
  • Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
  • С проталинами.
  • Лежит только местами.

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

В нашем городе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть, как минимум два способа использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

Уличный ростомер сэкономит время воспитателю и покажет, как быстро растут дошколята. Кто сказал, что измерять рост можно только у стены или в кабинете медсестры? На прогулке это даже веселее. Положите рядом тонкий коврик, чтобы дети становились на него босыми ногами. Так не придется делать поправку на высоту подошвы или каблучка.

Измеритель высоты газона. Наблюдайте вместе с малышами, за ростом травы на площадке. Обратите внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.

Наблюдение за ветром.

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра.

Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Как определить силу ветра?

Штиль – листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, слышится шум деревьев.

Флюгер – позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части – флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Кормушка для птиц – необходимый элемент для наблюдения за пернатыми, для подкормки птиц.

Делают кормушку или кормовой столик из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Главное, что стенки и углы кормушки не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и тоже время, а еще лучше — 2-3 раза в день.

Ловец облаков – прибор, который помогает определить тип облаков по внешним признакам (кучевые, перестые, слоистые, дождевые).

Прибор выполнен из деревянной рамки, прикрепленной к металлическому стержню. К рамке приклеиваются картинки с образцами облаков. Прибор вкапывают в землю на вращающейся опорной оси, так что бы он

поворачивался на 360 градусов.

Ребенку дается задание найти похожее облако и сопоставить с картинкой.

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.

Солнечные часы состоят из стрелки –указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.

Солнечные часы просты в использовании. Дети, которые знают цифры и умеют считать до 12, определяют по часам время.

Можно понаблюдать за работой таких часов в начале прогулки, середине. И перед уходом снова подойти к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т. е. тень от палочки.

Главное, что нужно увидеть, что «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку-тень» от палочки.

Понаблюдайте за солнечными часами и сделайте ещё один вывод – тень от палочки будет разная по длине в разное время суток (утром, днём, вечером).

На протяжении всего солнечного дня тень от гномона поворачивается за Солнцем по кругу часов. Каждый раз, выходя на прогулку, дети будут замечать этот удивительный факт, напоминающий о беспрерывном движении нашей планеты.

Солнечные часы: что делать, если солнца нет?

Вариантов несколько. Можно посвятить занятие теме «Стороны света». Солнечные часы имеют обозначения: «Север», «Юг», «Запад» и «Восток». Часы монтируют так, что условные обозначения показывают действительные направления.

Можно поговорить о движении планет. Возьмите фонарик, это будет Солнце. Столешница часов — Земля. Покажите ребятам, как солнце освещает нашу планету в движении, и как при этом меняется и движется тень от предметов.

В пасмурную погоду предложите детям самим разгадать, почему сегодня на солнечных часах нет тени. И зачем вообще люди придумали часы. Конечно, после сбора версий и предположений воспитателю следует рассказать, как было на самом деле.

Уютный уголок на метеоплощадке с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.

Режим пользования: круглогодично.

Виды и характер пользования:

во все областях образовательной деятельности: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие (оздоровительное).

Правила поведения на маршруте:

  1. Находясь на тропе, не нарушайте правила поведения в природе.
  2. Следуйте по тропе согласно схеме маршрута в соответствии с планом занятий педагога.
  3. На метеостанции соблюдайте правила пользования установленных приборов.
  4. Во время проведения наблюдений за природными явлениями не рвите цветы, не ломайте ветки деревьев и кустарников, не нарушайте среду обитания насекомых, птиц.
  5. На тропе нельзя шуметь, баловаться отвлекаться и отвлекать товарищей от запланированных педагогом мероприятий.
  6. На тропе обязательно соблюдайте чистоту!
  7. На метеостанции разрешается наблюдать, рассматривать, изучать, размышлять, экспериментировать.

Правила ухода за метеостанцией:

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно

очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

Маршрут разработан: 27 октября 2020года.

Воспитатели: Данилова Е.Ю.

Кондрашова О.Ю.

Картосхема маршрута метеостанции

Условные обозначения:

  1. Солнечные часы.
  2. Осадкомер.
  3. Ловец облаков.
  4. Магнитно-меловой стенд.
  5. Метеобудка (термометр+ барометр).
  6. Снегомер.
  7. Кормушка для птиц.
  8. Ветровой рукав.
  9. Флюгер.
  10. Столик для экспериментов и заполнения дневника наблюдений.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год