Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «Природа в детских сердцах»
Занятия по Экологии
Автор: Нина Смородкина   
15.07.2014 08:02

Проект: «Природа в детских сердцах» Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района
Воспитатель: Смородкина. Н.Е. МДОУ п.Победа (старшая группа )
Данная тема является актуальной потому что Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.  Большинство современных  детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.    Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Скачать конспект

Основная цель проекта: Создать  условия  для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 
-Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
-Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
-Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
-Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

Этапы проекта:
Проект  включает три основных этапа:
1-й — подготовительный:  постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций
Руководитель проекта :
воспитатель Смородкина Нина Евгеньевна
участники проекта:
Хмурчекова Оксана Викторовна ,заведующая Коломиец Татьяна Дмитриевна,  воспитатели средней группу Могильная Ирина Борисовна ,воспитатель младшей группы  Парфенова Елена Валериевна,   родители , 

Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Сроки приведения: долгосрочный 2013-2014

подготовительный этап:
1.Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3.Планирование предстоящий  деятельности,  направленной на реализацию проекта.
4.Обоспечение методического материала, для  реализации проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Ресурсы обеспечения проекта:
1.    Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

2 .Экскурсии ( Парки и скверы поселка.)

4. Природное окружение  для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг,  водоем , хоз  дворы  населения с домашними   животными и птицей. 

5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 
6.Мини проекты воспитателей
7.Посещения библиотеки

8. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы 
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Используемая литература:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.
5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.
7. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).
8. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.
9. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
10. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.

Методическое обеспечение проекта

Конспект экологического занятия в старшей группе
Тема: « Земля - наш общий дом»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета
Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой –
океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где
живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много
живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности;
воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных
карандашей.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты.
Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).
Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
Ход занятия:
1. Работа с глобусом.
В группу вносится глобус.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.
Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности
плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины,
шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар.
Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой
близкой к нам звезды.
Рассматривание глобуса, ответы на вопросы:
– Какую форму имеет Земля?
– Какие живые существа населяют Землю?
– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца,
воздух и вода.)
– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода,
плодородная почва, растения и животные.)
– Почему Землю называют общим домом?
– Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных
мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик,
электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его
загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы
заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных,
болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи).
– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы
помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться
понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим
занимаются люди, которые называются экологами.)
2. Физминутка.
Игра «Мяч лови – слово назови».
Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно
из богатств Земли.
3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».
Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.
Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.

Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Чистый и загрязненный воздух»
Цель: Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни,
как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.
Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
Материал: Две картины (на одной изображен город, дымят фабрики, ездят
автомобили, на другой - красивая природа, лес, луг, летают бабочки, на ветках
деревьев поют птицы).
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней
(достает две картины и располагает их так, чтобы было видно всем детям).
Летом художник путешествовал. Он побывал в городе и в лесу. То, что
художник увидел, он отразил в своих картинах. Ребята, как вы думаете, можно
ли по картинам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?
Ответы детей: В лесу было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже - там
шумно, много машин.
Воспитатель: А где воздух чище и легче дышится? (В лесу.) Почему в городе
воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в
городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики,
автомобили. Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? Можно закрыть
заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрывать нельзя - на них
делают то, что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. На фабриках,
заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие
вещества. Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? (Там чистый
воздух.) Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много
кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это
заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений -
больше кислорода. Как же можно назвать растения? (Наши помощники,
спасители.) Догадайтесь, что можно сделать, чтобы помочь городу очистить
воздух? (Посадить деревья, кустарники.) А еще? (Не ломать, не губить
деревья и кусты.) Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним
происходит? (Он плохо себя чувствует, болит голова.) Правильно. Прогулки на
свежем воздухе укрепляют здоровье человека и улучшают его настроение.
Правда, воздух на улице не везде одинаково чистый. Лучше гулять в лесу, в
парке, подальше от автомобильных дорог, гаражей и заводов.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Экологическая лестница»
Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением
температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические
знания.
Ход занятия:
Воспитатель:
« Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала».
О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея
Николаевича Плещеева?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас
весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
Дети: Дошла. Апрель.
Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, аночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака.
На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада,
попугаи стали больше и энергичнее щебетать.
Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых
ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.
Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы
ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не
может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и
обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе
дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа
ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет,
тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих
жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев.
Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет.
И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)
Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.
Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с
вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он
кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько
присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом,
заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат,
рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас
представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы
думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание
пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда
растут трава, деревья? – из земли.)
Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И
тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно
размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром
растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел,
защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы исоставили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором всеэтажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду.
Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого
жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы
подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем
разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И
постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою
планету»:
« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год