Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект «От семечка до урожая» (средний дошкольный возраст)
Занятия по Экологии
Автор: Филькина Светлана Евгеньевна   
25.11.2019 21:48

Экологический проект «От семечка до урожая» (средний дошкольный возраст)Экологический проект «От семечка до урожая» (средний дошкольный возраст)

Составила: воспитатель Филькина Светлана Евгеньевна г. Саров, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители (законные представители).

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике, вырастив из семян рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.

 

Скачать конспект

Задачи проекта:

  1. Учить правильно ухаживать за растениями.
  2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, для роста растений.
  3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Продолжительность проекта: среднесрочный, май — август 2019 г.

Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети будут продолжать наблюдать за их ростом и ухаживать за ними, а также собирать свой урожай.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:

  • Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • Формирование разносторонних знаний о растениях, видах овощей.
  • Осознание цикличности в природе: смена сезонов; семя→ плод→ семя.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта: семена, почва, контейнеры, орудия труда.
  • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей:

  • Сбор необходимого материала для создания огорода (семена, земля, контейнеры).
  • Изготовление мини-теплицы, грядок на участке.

Практическая работа

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация развивающей предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

  • Посадка семян редиса, перца, моркови, гороха, подсолнуха в землю.
  • Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание редиса, моркови.
  • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
  • Участие в практической деятельности.
  • Лепка овощей из пластилина.
  • Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
  • Просмотр презентаций и мультфильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

Подведение итогов

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Ход проекта:

Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но у них возник вопрос: как это сделать?

1 этап «Классификация»

В конце апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать семена.

Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор, огурцов, перца и др. овощей.

На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород, что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород.

Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали. Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и фруктов.

Приготовили землю, стаканчики и контейнеры. Родители помогли в изготовлении мини теплицы. Совместно с детьми проговорили и зарисовали алгоритм посадки семян.

Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, цветы (петунии, бархатцы).

Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все изменения зарисовывали в дневнике наблюдений.

Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток. Но не видно развитие корневой системы. Решили провести совместный эксперимент. Прозрачную банку наполнили ватными шариками. Положили несколько семян фасоли и кукурузы. Смочили вату водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли. Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их ростом и развитием корневой системы. Кукурузу пересадили в землю.

Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло.

2. Высадка в грунт

Окрепшие саженцы в середине мая высадили в подготовленные с помощью родителей грядки на участке. Дети принесли из дома рассаду помидор и перца, выращенную дома вместе с родителями. Также высадили их на наши грядки. В свободную грядку решили посеять морковь и редис.

3. Уход за растениями

Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили. Дети с удовольствием участвовали в данном виде деятельности.

Научились поливать растения под корень, определять, нужен ли полив, различать культурные растения от сорняков.

4. Наблюдения и сбор урожая

а) Уже через месяц мы с детьми собрали первый урожай – редис. Не всем редиска пришлась по вкусу — горчит.

Зарисовали и отметили скороспелость редиса в дневнике наблюдений.

б) Горох

В конце июля – начале августа поспел горох.

Необычность данного овоща отметили нахождением плода (горошин) в стручке. А также наблюдали за ростом стебля: он длинный и тонкий, вьётся, на нем есть «усики». Такой стебель не выдерживает тяжести стручков. Дети предложили помочь растению и подвязать. Натянули веревочку, за которую растение «цеплялось» своими усиками. Плоды гороха на вкус понравились большему количеству детей. Но заметили, если вовремя не сорвать стручки, то горошины становились не такими сладкими — переспел.

в) Подсолнух

Семечки видели все, но откуда они, и как выглядит растение, дети не знали.

Поэтому и решили посадить семена подсолнуха. Когда появились первые ростки, стали наблюдать и зарисовывать изменения. Заметили, что подсолнух растет очень быстро. Уже к середине лета подсолнух вырос выше роста детей. Особенно удивились дети, которые пришли после отпуска и увидели на участке огромный цветок.

По ежедневным наблюдениям, заметили, что цветок подсолнуха направлен в сторону солнца (восход – закат). Сделали вывод: по подсолнуху можно определить части света.

В конце августа срезали подсолнух, попробовали уже зрелые семечки – понравились. Просушили и решили оставить для корма птицам зимой!

Сделали вывод: из одного семечка созревает большое количество семян – урожай!

г) Помидор

По мере роста рассады помидор, увидели, что стебель стал наклоняться. Дети предложили помочь молодым растениям поддержать стебель и подвязать его к палочке (видели, как это делают родители или бабушка на даче). Но на участке и рядом с ним подходящих палочек не нашлось. Ломать ветки деревьев и кустов дети знают – НЕЛЬЗЯ! Поэтому решили обратиться за помощью к взрослым. Владик принес заготовленные с папой палочки, и мы подвязали наши помидоры.

В конце августа, некоторые помидоры стали краснеть. С наступлением холодных ночей, заметили, что рост прекратился. Решили с детьми снимать урожай. Покраснели помидоры уже в группе. К обеду у детей был дополнительный салат из помидор!

Выводы: Помидорам для созревания нужно вода, свет и тепло. Наши помидоры росли на улице, поэтому не успели покраснеть.

д) Морковь

Морковь не требовала особой заботы. Поливали по мере необходимости, удаляли сорняки. Плод моркови находится в земле и не видно как развивается, поэтому наблюдали за ростом зелени. Заметили, если хвостики моркови наклоняются, значит, не хватает влаги и нужен полив.

Выкопали морковь в самом конце лета. Урожай удался!

Попросили на кухне помочь помыть и почистить для нас морковь.

Витамины с грядки оказались полезны и сладки!

Вывод: Морковь растет долго, богата витаминами. Можно употреблять в сыром и вареном виде в различных блюдах.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

- Дети познакомились со многими культурными растениями.

- У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого грунта.

- В результате практической и опытнической деятельности дети добыли знания о необходимых условиях для роста растений.

- Дети увидели многообразие посевного материала.

- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

- В группе был создан огород на окне, ребята смогли поработать на открытом грунте: высаживали, поливали, пропалывали от сорняков, собирали урожай.

- Дети стали более уважительно относиться к земледельческому труду.

- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

- Дети совместно с воспитателем смогли определить опытным путем, что плод получается из семечка, а семечка – из плода.

- Родители приняли активное участие в проекте «От семечка до урожая»: проводили беседы с детьми об овощах и фруктах, растущих на их приусадебных участках; привлекали детей к огородным работам и познакомили их со способами ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, подкормка и пр.).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год