Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)
Занятия по Экологии
Автор: Кравякова Светлана Витальевна   
04.05.2019 09:51

Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. План мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников в «НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» предусматривал различные формы работы с детьми, педагогами, родителями воспитанников и в данной работе были выделены следующие направления.

 

Скачать конспект

Первое направление – организация ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Успешное экологическое воспитание детей невозможно без создания и правильного использования развивающей экологической среды. Для этого в возрастных группах необходимо организовать экологическое пространство – центр природы: куда входит календарь природы, энциклопедии, иллюстрации, макеты животных и растений, муляжи овощей и фруктов. В группах должны быть центры науки и экспериментирования (Экологическая лаборатория), в которых размещаются материалы для экспериментов (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), где дети ставят простейшие опыты с водой, песком, ведут наблюдения.

Опыт работы с детьми показывает, что дошкольники легче и быстрее усваивают экологические знания, если занятия преподносятся в доступной и увлекательной форме, используется комплексный интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, художественно-творческой и игровой деятельности, физической культуры, театральной деятельности, использования мультимедийных технологий.

Экологическое образование невозможно без проведения экскурсий в природу и наблюдений на прогулочных участках, где дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Ведь недаром, народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу педагоги нашего учреждения стараются выстраивать в соответствии с этой мудростью.

Второе направление – ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагоги нашего учреждения разрабатывают и реализуют проекты по экологическому воспитанию дошкольников, обеспечивающие современный уровень качества экологического образования в свете новых изменений в дошкольном образовании.

Проект «Первые шаги в природу» направлен на развитие познавательно-исследовательской деятельности. В данном проекте воспитанники с большим интересом принимают участие в различного рода экспериментах и опытах. «Как увидеть воздух» или «Волшебные превращения», где могут увидеть и потрогать воздух, понаблюдать за капельками воды.

Для формирования у дошкольников основ экологической культуры нашего региона, разработан эколого-краеведческий проект «Экология родного края», в котором собраны методические материалы по экологическому воспитанию детей. Проект включает в себя: циклы наблюдений, комплексные занятия, игры и игровые обучающие ситуации экологического содержания.

Проект «Преобразуем природу на счастье народу» направлен на приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией. Использование произведений народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, загадок, народных примет и т.д.) в экологическом воспитании дошкольников помогает сделать процесс обучения привлекательным, интересным и творческим.

В рамках данного проекта, дети разновозрастных групп подготовили для всех воспитанников театрализованное представление «Колобок спешит на помощь», основная цель которого была донести до сознания детей необходимость бережного отношения к животным и растениям нашего округа.

Третье направление — РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе с родителями мы стараемся использовать разнообразные формы работы.

Систематически в учреждении организуются и проводятся выставки совместного детско-родительского творчества поделок из природного материала.

С помощью анкетирования, проведения тематических бесед и консультаций мы выявляем отношение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье. Результаты анкетирования анализируются с целью планирования дальнейшей совместной работы.

Экскурсии, природоохранные акции, проводимые в рамках нашего учреждения, позволяют повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Четвертое направление – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ и СМОТРЫ-КОНКУРСЫ

Родители активно оказывают помощь в природоохранных акциях. В зимний период прошлого года совместно с детьми и родителями воспитанников проводили акцию «Покормите птиц зимой». Родители совместно с детьми изготовили кормушки для зимующих птиц, которые были размещены на территории прогулочных участков детского сада для дальнейшего наблюдения за птицами и их повадками. В течение зимнего периода ребята подкармливали пернатых и вели наблюдения за птицами нашего региона. Наблюдения детей, их творческие работы (рисунки и рассказы о зимующих и перелетных птицах) были собраны в информационные творческие отчеты и послужили накоплению методического материала в возрастных группах детского сада. Весной была организована экологическая акция «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» благодаря которой, родители изготовили скворечники для пернатых, разместив их в выходной день вместе с детьми в парке «На Сайме».

Для родителей и детей были выпущены тематические буклеты по экологии «Помогите птицам!», «Кормушки для птиц», «Календарь добрых экодат».

Ежегодно в рамках месячника по благоустройству и озеленению территории детского сада, проводятся смотры-конкурсы, в которых педагоги совместно с родителями, занимаются устройством газонов и цветников, создают декоративные композиции на своих прогулочных участках.

В этом году мы впервые использовали метод привлечения населения к экологической теме, это участие детей в акции эко-рисунки в маршрутке «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная Земля!». Дети выполняли совместно с педагогами и родителями рисунки, в которых отражали свое видение состояния и сохранения природы. Рисунки с изображениями на экологическую тематику были размещены в салонах автобусов маршрута № 12, № 96 и были призваны привлечь внимание жителей г. Сургута к проблемам экологии.

Пятое направление – РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ. В процессе работы по вопросам экологического воспитания коллектив НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» осуществляет взаимодействие с социальными партнерами:

У нас налажена тесная связь с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологическим центром», Сургутским краеведческим музеем, центральной детской библиотекой.

С перечисленными учреждениями заключены договора и составлены планы совместной деятельности. Данная связь оправдывает себя и становится активной формой эколого-педагогической работы.

Совместно с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Эколого – биологический центр» (ранее именуемое — МБОУ ДО СЮН) и детским общественным движением «Юные экологи Сургута»:

  • посещение экскурсий в мини-зоопарк:
  • становились участниками экологической ресурсосберегающей акции и социально-экологического проекта «Спаси дерево», реализуемого в рамках Международного дня без бумаги и Всероссийского проекта «Спаси дерево».
  • являлись участниками добровольческой акции «Зимняя кладовая — 2017», проводимой в рамках Всемирного дня защиты животных.

Сургутский краеведческий музей: (взаимодействие с Сургутским краеведческим музеем) позволяет воспитанникам нашего центра посещать экскурсии

  • посещение экскурсий, выставок с тематикой о природе, нашем городе, благодаря таким экскурсиям происходит приобщение детей к культурному наследию родного края.

Посещая Центральную детскую библиотеку ребята

  • знакомятся с книжными новинками
  • посещают кукольные представления экологической направленности

Шестое направление – участие педагогов и детей НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» в ИНТЕРНЕТ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ (таблица)

Увеличилось количество педагогов и детей, участвующих в экологических конкурсах и олимпиадах, увеличился процент побед в экологических мероприятиях различного уровня.

СМИ/ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Педагоги детского сада НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР» регулярно транслируют свой опыт работы по экологическому воспитанию детей на страницах первого сургутского журнала для родителей «Югорское детство»:

№2 апрель-май 2017 «Покормите птиц зимой!» — Лилия Котова, воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№3 июнь-июль 2017 «Календарь добрых дат или как мы проводим Год экологии» — Ольга Почепа, заместитель директора по УВР, Светлана Кравякова, старший воспитатель НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»

№5 октябрь-ноябрь 2017 «Экскурсия на станцию юных натуралистов» — Лилия Габдрахманова, воспитатель Центра «ГУЛЛИВЕР»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год