Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Занятия по Экологии
Автор: Кудашова Нина Викторовна   
07.10.2018 20:32

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы.

«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

 

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.;
  2. эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях;
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.;
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.;
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей и птиц в лесу и городе, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок;
  6. экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности;
  7. чтение художественной литературы о природе;
  8. беседы с детьми о природе и человеке;
  9. прослушивание музыкальных произведений;
  10. изготовление поделок из природного материала;
  11. организация тематических праздников и утренников.

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.

Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких занятий определяется программными требованиями к каждой возрастной группе. Экологическое воспитание дошкольников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление, начал экологической культуры.

Программа С. Николаевой «Юный эколог», решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления с природой включает следующие компоненты:

  • организованная деятельность
  • моделирование
  • наблюдение
  • экологическая лаборатория
  • театральная деятельность
  • игры
  • прогулки
  • уголок природы
  • работа с родителями.

Для гармоничного развития личности дошкольника необходима системная, целенаправленная работа по экологическому воспитанию, что является эффективным средством развития ребенка.

Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам (4, с. 88)

  • Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
  • Средняя группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе; огород, где имеются свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Работа с родителями – это совместные вечера досуги, традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала.
  • Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, на котором дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть экологическая лаборатория, в которой есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге это работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. Работа с родителями – традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала, экологический марафон «Маленький принц». (4, с.88)

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования (3). Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтение книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях, а также через участие в экологическом марафоне «Маленький принц» (7).

На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, темные цвета.

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы.

Проблему формирования экологической культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками.

Воспитание экологической культуры дошкольников осуществляется под руководством воспитателей, специалистов и родителей. Совместно они осуществляют природоохранные действия делают кормушки для зверей и птиц, сооружают из еловых веток убежища для птиц, организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.

Таким образом, в процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира (6). Команда детей не однократно награждается грамотой лауреат районного экологического конкурса «Маленький принц».

Литература.

  1. Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011- 122с.
  2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7. с. 3-9.
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
  4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. – с. 10-14.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 184с.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 257с.
  7. Панько Е.А. «Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации /под редакцией Панько Е.А. 3- е издание. – Минск: НМЦентр, 2008. – 471с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год