Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
Занятия по Экологии
Автор: Семенихина Наталья Васильевна   
12.05.2017 16:44

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»

Выполнила Семенихина Наталья Васильевна Киселевск 2017

Берегите природу!

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя, терзал за веком век
И брал всё только для себя «Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,

Разумный человек!

 

Скачать конспект

Лена Зеленина.

Актуальность проекта. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего ДОУ встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель проекта: воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников.

Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

  • будет вестись систематическая работа на занятиях
  • работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  1. Развить у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности.
  2. Учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам.
  3. Сформировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой.
  4. Сформировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде.
  5. Вовлечь родителей в совместную работу по охране природы.
  6. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ — семья.

Паспорт проекта

Тип проекта: социально-образовательный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 12 месяцев.

Формы работы в ДОУ и семье

В ДОУ

1. Беседы педагога с детьми:

  • познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру
  • пробудить чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

2. Непосредственно-образовательная деятельность.

3. Чтение художественной литературы.

4. Проведение акции «Сбережем природу».

5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы». (на празднике осени)

Познавательное развитие:

  • рассказы из личного опыта
  • беседы об охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

8. Информационное поле для детей:

  • выпуск плакатов и стенгазет

В семье:

1. Беседы отца и матери:

«Лес — важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес — кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотри телепередач в выходные дни.

6. Организовать показ костюмов. (Для их шитья использовался бросовый материал)

Оборудование: фотоаппарат, компьютер, интернет, видеокамера.

Материально-техническое обеспечение:

  • предметно — пространственная среда отвечает современным требованиям
  • уголки природы в группах
  • огород на территории ДОУ
  • огород на окне
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.)
  • библиотека книг с экологическим содержанием
  • костюмы животных, растений.

Ожидаемые результаты

У детей:

  • сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым
  • разовьется интерес к явлениям и объектам природы
  • научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

У педагогов:

  • приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников
  • пополнится развивающая среда в группе
  • повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей:

  • обогащение уровня экологических знаний родителей
  • повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей

Продукт проекта:

  • презентация проекта: «Дошколята друзья и защитники природы»
  • книга «Волшебные сказки по экологии»

Этапы реализации проекта

  1. этап — подготовительный: определение цели и задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта, проведение диагностики.
  2. этап — основной: поиск ответов на поставленные вопросы.

(составление перспективного плана работы с детьми и родителями, разработка конспектов НОД, экспериментальная деятельность, проведение экологических праздников).

3 этап заключительный: обобщение и анализ результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Перспективный план работы

Сентябрь — ноябрь

1-й блок.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень».

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».

6-й блок. Занятия

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп».

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество.

- «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений».

Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

- «Осень золотая» (рисование).

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).

- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы).

Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие).

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия».

Декабрь — февраль

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».

6-й блок. Занятия

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения».

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка).

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка).

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование).

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3. Конструирование.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год