Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Гиздатуллина Татьяна Владимировна   
16.01.2019 19:15

Выступление из опыта работы на тему: «Роль дидактичексих игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель: 1 квалификационной категории Гиздатуллина Т. В. г. Альметьевск, 2018 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР № 65 «Ивушка» г. Альметьевск

Экология не только наука. Это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее для всех нас, дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. В настоящее время главная цель экологической культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки, предполагает овладение совокупностью знаний и умений по экологии, уважительности, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, надо начинать с этого возраста. Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Обострение отсутствия экологической культуры диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, то есть, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом. Эта работа начинается в детском саду.

 

Сказочно богата наша природа. И то, как дети будут относиться к ней, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям.

Цель работы по экологическому воспитанию: становление у детей научно — познавательного, эмоционально — нравственного, практически — деятельного

отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для осуществления этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самих детей поведения
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, окружающему миру в целом
  • формирование эмпатийных умений (умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде)
  • помочь детям научиться понимать природу, устанавливать существующие в ней связи.

Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми. Но, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности, решила использовать в своей работе дидактические игры. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения. Игры оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие детей: дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, выполнять умственные операции. Дидактические игры вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, возбуждают активность, желание играть. Дидактические игры — это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают ее более интересной для детей. Дидактические игры позволяют развитию детей самые разнообразные положительные качества. В группе много игр природоведческого характера. Некоторые игры я сделала сама, а также подобрала известные, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствие с поставленными задачами игровая деятельность. Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы.

С временами года знакомила детей в несколько этапов: вместе с детьми рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках; читала рассказы о временах года: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. Соколов — Микитов «Год в лесу»«Хрестоматия для детей», энциклопедия.

После того, как дети накопили достаточный багаж знаний, закрепляла знания детей о временах года в играх. Для этого использовала дидактические игры: «Какое время года?»«Назови по порядку»«Когда это бывает?»«Что лишнее?». Дети называли времена года по порядку, отмечали характерные признаки каждого времени года. В играх «Времена года»«Наряды матушки Земли», дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. При этом читала стихи, загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли время года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли.

Рассматривали деревья, рассказывала детям об особенностях каждого дерева: «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной бывают сережки, тонкие ветки растут вниз). Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные иголки, а у ели — короткие. И шишки у них разные: маленькие у сосны, большие — у ели. С цветов липы пчелы собирают нектар, поэтому липу называют сладким деревом. Дуб — сильное, могучее дерево. Его плоды называются — желуди. Плодами рябины питаются снегири. Рассказала детям, какую пользу приносят деревья. В ходе образовательной деятельности в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе, любоваться природой в разное время года. Играли в такие игры: «Назови дерево»«Найди такое же»«Чей листок?»«Найди пару»«С какой ветки детки?». Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес — это целый город, состоящий из особых домов. Дерево, куст, травинка — это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что в лесу живут самые разные существа, не, где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира.

В лесу тоже есть «этажи». Задавала детям вопросы:

  • Почему лягушек называют земноводными?
  • Как ведет ежик в момент опасности?
  • Какие материалы используют для строительства гнезда?
  • На каких ярусах можно встретить птиц? (почти на всех).
  • Сколько пар ног у насекомых?
  • Кто такой короед?

В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса. Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды», закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играла в игру «Где, что растет?», знакомила с растениями: полевыми, садовыми, луговыми. Закрепляли название растений.

В группе есть уголок природы, это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Комнатные растения — это ценный дидактический материал. Знакомила детей с комнатными растениями. Рассматривали каждое растение. Отмечали строение, называли части растений. Играла с детьми в игры: «Назови растение»«Угадай, чего не стало?»«Угадай по писанию». Дети самостоятельно описывали растение, играли в игру «Составь растение», используя модели частей растения. Знакомя с объектами природы, старалась воспитывать у детей воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Также знакомила детей с лекарственными растениями. Для этого выбирала те растения, которые могут избавить от простуды, кашля. Отмечали, какие части растений полезны. Дети рассказывали о лекарственных растениях из своего опыта.

Знакомила детей с животным миром: домашними животными, дикими, животными жарких стран, животными Севера; с особенностями внешнего вида животных, поведение взрослых животных и их детенышей. Рассказывала детям, как живут, чем питаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как меняется жизнь животных со сменой времен года. Использовала игры: «Назови животное»«Назови детенышей»«Чей дом». Читала детям стихи, загадывала загадки о животных, насекомых, птицах. Также знакомила с животным миром родного края. Полученные знания о природе дети отражали в рисунках, лепке, аппликации.

Чтобы обобщить, закрепить знания о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры: «Что лишнее?»«Кто лишний?». Дети рассматривали карточки и выделяли из группы лишний предмет, аргументируя при этом свои высказывания. Например: заяц, медведь, еж. Дети определяют, что заяц лишний, потому что медведь, еж спят зимой, а заяц – нет. На карточке муравей, стрекоза и бабочка. Надо найти, кто лишний. Дети называют лишним муравья. И делают вывод: муравей лишний, потому что он ползает. А бабочка и стрекоза – летают.

Много говорили о правилах поведения в природе: «Экологический светофор»«Пищевые цепочки»«Мы — друзья природы»«Что будет если…». Эти игры помогли мне знакомить детей с правилами поведения в природе, а также замечать последствия действий человека по отношению к природе. Дети научились делать выводы: если что — то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо. Дети получили достаточный объем знаний, выучили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не разорять гнезда птиц, заботиться о птицах в холодное время года, не оставлять мусор в местах отдыха, не шуметь в лесу, не рвать цветы, не ловить насекомых, не загрязнять реки, озера, беречь природу.

Итогом работы было занятие для воспитателей детского сада и родителей: Ознакомление детей с природой с использованием дидактических игр на тему: «Прогулка в весенний лес». Дети показали, что имеют достаточный запас знаний о растениях, животных, об окружающей нас природе, знают правила поведения в природе, как беречь ее, заботиться о ней.

Считаю, что дидактические игры помогли формировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к природе. Надеюсь, что вся проведенная работа, дала детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год