Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса».
Занятия по Экологии
Автор: Тесленко Елена Николаевна   
02.09.2015 18:34

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса».Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса».

ЦЕЛЬ: формирование у детей понятие о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Задачи:

  • Обучать детей умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания – лесом.
  • Закреплять знание животных и растений леса.
  • Развивать мыслительную активность.
  • Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.

Словарная работа:

  • Продолжить формировать умение аргументировать свои высказывания.
  • Активизировать употребление слов и словосочетаний: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, сосна, береза, дуб, клен, орешник, соловей, дятел, синички, совы, дрозды, личинки, гусеницы, жуки.
  • Повторить обобщающие понятия: птицы, насекомые, хищники, травоядные.

Методы и приемы:

  • Работа с наглядным материалом;
  • Анализ деятельности;
  • Беседа;
  • Вопросы к детям;
  • Объяснения;
  • Напоминание способов деятельности.

Материал.

Демонстрационный: пейзаж леса, загадки о лесе, о растениях и животных леса, природный материал, глобус, фотография космонавтов на Луне.

Раздаточный: картинки с изображениями животных, растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель:

-Ребята, мы получили письмо. А в конверте лежит фотография.

Что здесь изображено?

Дети:

Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне и

отвечают: «космонавты».

Воспитатель:

-Правильно, здесь изображены космонавты на Луне.

А почему космонавты находятся в космосе и на Луне только в специальных скафандрах? Зачем они нужны?

Дети:

-На луне и в космосе нет воздуха, нет кислорода, поэтому нужны скафандры, чтобы дышать.

Воспитатель:

-А почему в космосе нет кислорода, кто знает?

Дети отвечают: «Там нет растений».

Воспитатель:

Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

Если же посмотреть на модель нашей планеты Земля – глобус, то мы увидим, что большая часть суши зелёного цвета. Что на глобусе это обозначает?

Дети:

-Зелёным цветом на глобусе обозначены леса

Воспитатель:

-А леса ещё называют лёгкими Земли. Леса, как вы уже знаете, бывают лиственными, хвойными и смешанными. Почему их так называют?

Дети:

Лиственный лес –из лиственных деревьев, хвойный – из хвойных, а в смешанном лесу растут и лиственные, и хвойные деревья.

Воспитатель:

-О лесах много написано разных рассказов, повестей, сказок, стихов, загадок. Ребята, помните, мы с вами говорили, что приходя в лес, парк, на луг, в поле, обязательно нужно здороваться с природой. Послушайте, как поздоровался с лесом поэт С. Погореловский:

Ребенок:

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится: что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои!

Ребенок:

-А другой поэт написал такие сточки:

Разыгрался ветер на лесной поляне,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с берёзы золотистой пчёлкой
Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

(Выставляются предметные картинки с изображением разных деревьев и называются).

Воспитатель:

-Все деревья, как и все растения, делятся на светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивые – это сосна, берёза, дуб, клён, они занимают верхний ярус леса, а к теневыносливым относятся орешник и различные кустарники. А почему так, как вы думаете?

Дети:

-Одним растениям для жизни необходимо больше света, а другим меньше.

Воспитатель:

- Да, вы правы. А у птиц и зверьков в лесу есть свои этажи и ребята нас с ними сейчас познакомят.

Дети:

- Мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше – на кустарниках.

-Дупляные птицы – дятлы, синички, совы, — ещё повыше, на разной высоте по стволу дерева, и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

- А в самом низу, в опавшей листве и в верхнем слое почвы живёт много насекомых и их личинок, которые перерабатывают остатки погибших растений и животных в минеральные вещества. Ими питаются все растения.

-Также внизу растут грибы. Многие грибы поселяются на гнилых или больных деревьях, иногда на корнях. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями.

Воспитатель:

-Вот так богат и разнообразен лес. Вы уже немного устали, давайте немного разомнёмся. Сейчас у нас физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –
ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

-Перед вами лежат картинки животных и растений. Вы берите, пожалуйста, среди них те, которые живут и растут в лесу.

(Дети выбирают картинки животных и растений леса.)

Молодцы. А теперь давайте составим схему питания, которая может быть в лесу.

Семена→мышка→лиса (выстраивается модель из карточек)

А теперь схему питания составьте вы.

Дети составляют аналогичную схему питания:

(трава→заяц→волк)

-А вот другая:

древесина→жук короед→дятел→орёл

- Кто составит ещё?

Дети составляют схему питания:

лист→гусеница→синичка

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите поиграть? Давайте с вами поиграем в игру «Назови дерево». (дидактическая игра). Послушайте внимательно правила игры.

Я даю кому-то из вас шишку, и он называет любое дерево. Потом передаёт шишку другому – этот ребёнок называет своё дерево. Повторяться в названиях нельзя.

(Проводится игра).

Дерево к дереву – получится лес.
Радуют зеленью сосны до небес.
Дерево к дереву – воздуха глоток.
Радует на дереве зелёненький листок.

Упала шишка с ели, промчался ветерок,
Да прошумит по травке ежа колючий бок!
Вот белка и лисица, а в норке смелый крот,
Компанией весёлой зверьё в лесу живёт!

Ребята, к нам сорока – белобока
Прилетала из далёка,
Не сказала, где была,
Но зато она, ребята,

Интересные загадки
На хвосте нам принесла.

Давайте отгадаем их.

ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ:

1. Ждёт нас в гости друг зелёный

Ждут берёзки, липки, клёны,

Травы, птицы и цветы небывалой красоты.

Сосны, ели до небес, друг зелёный, это…

(лес)

2. Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!

(лес)

Воспитатель:

-Правильно, лес много гостинцев припас.

3. Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

(ель)

4. Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки.

(лиственница)

5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?

(осина)

6. Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.

(Береза)

7. Стоит лепёшка на одной ножке,
Кто мимо ни пройдёт, всяк поклонится.

(гриб)

8. Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей:

Не мышь, не птица,
В лесу резвиться,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.

(белка)

9. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,

А зовут её …

(лиса)

10. Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге

Коль такого встретить довелось,

Знайте, это…

(лось)

11. Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный…

(еж)

12. Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд
А зимой сосёт он лапу?

(медведь)

13. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был

(кабан)

14. Что за зверь лесной
Встал кА столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

(заяц)

15. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…

(снегири)

Воспитатель:

-Молодцы, хорошо загадки отгадываете.

Ребята, а знаете:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

А что же нужно делать, чтобы такого не случилось? Давайте с вами вспомним правила поведения на природе.

Дети:

-Не ломать ветки, не топтать цветы, травы, не разорять птичьих гнёзд, не разорять муравейники.

-Нужно ходить по тропинкам, не кричать, не включать громкую музыку, не разрушать грибницы, не ловить мальков лягушек.

Воспитатель:

Правильно, нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами, орехами, будет дарить нам тепло и уют.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год