Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья "Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста".
Занятия по Экологии
Автор: Дорош Вера Сергеевна   
17.03.2015 12:08

Статья Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возрастаСтатья "Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста".

Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии.

Джанни Родари предложил анализ сказок с точки зрения различных героев (фантастический анализ), который можно применять и для целей экологического образования. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений.

Рассмотрим, например, сказку о трех поросятах. Поросята, особенно Наф-Наф, — положительные герои, сумевшие провести злого, глуповатого волка. Точка зрения поросят на события сказки совпадает с точкой зрения автора. Но можно предложить детям оценить сюжет сказки с точки зрения волка, который по- своему (особенно с экологической точки зрения) тоже может быть прав. При этом нужно помнить, что смысл сказки в том, что дружба побеждает силу и коварство и что «фантастический» анализ условен. Волк- хищник, он охотится за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естественно, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф- Ниф и Нуф- Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком, как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и умнейший — Наф- Наф, который трудится и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника. Если в лесу кроме трех поросят есть и другие, а хищников, кроме волка, нет, может нарушиться экологическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, поедая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.

Так же можно использовать в работе по экологическому образованию прием «сказочных» вопросов, которые могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т.п.

Например:

- В известной сказке Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?

- Какие растения и животные могли бы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чем бы они отличались от реальных речных жителей?

- Назовите сказки, в которых описывается:

а) уничтожение по прихоти девушки уникального растения ( «Аленький цветочек»).

б) сбор первоцветов для букета ( «Двенадцать месяцев»).

в) редкий (волшебный) вид птиц с ярким оперением ( «Конек — горбунок»).

При работе с дошкольниками хороший результат дают кукольные спектакли, особенно когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь. Так, сказки Н.А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк», «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», «Как медведь пень потерял» используются детскими садами многих регионов России для театральных постановок. Такого рода представления могут рассматриваться как форма закрепления пройденного материала. Прием называется «сказка и театр».

Также эффективно в экологическом образовании сочинение сказок.

Для того, чтобы сказки получились интересными, настоящими, следует знать некоторые принципы и приемы их создания. Ведь особенности композиции сказок, нормы поведения героев формировались на протяжении веков и отнюдь не случайны. Так, сюжет, как правило, начинается с какого- нибудь необычного события.

Можно предложить детям вспомнить одну из известных сказок и попытаться рассказать ее по- новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, представим, что сказке о Красной Шапочке появляется представитель общества защиты сказочных животных, а Серый Волк- один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Как будут развиваться события в этом случае? Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте. Дети должны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Этот прием в сочинении сказки называется «прерывание сказки».

Смысл другого приема, который называется «салат из сказок», заключается в следующем: в новую сказку на усмотрение воспитателя вводятся герои различных произведений. Например, пусть дети представят, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу ( «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?

Не менее интересен прием «продолжения начатой сказки». Можно придумать начало сказки и попросить детей сочинить ее продолжение. Можно разделить детей на группы и предложить одним из них придумать счастливый, а другим печальный конец. Обсудить придуманные ребятами сказки можно и с позиций «экологического» анализа.

Прием «сказка в заданном ключе» предполагает использование сказочного сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство. Пример- «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», где главные герои перенесены в современную обстановку.

С возрастом, как было уже отмечено, дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Джанни Родари предлагает как бы вывернуть сказку наизнанку. Прием получил название «сказки «наизнанку». В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые- добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета популярных сказок. Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка- злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот кто ведет себя экологически неграмотно. Лес- это место обитания Волка. Естественно. Он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает его от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

Джанни Родари предлагает еще один прием под названием «герои сказок — игрушки». Любимые игрушки детей- куклы, животные- могут попадать в различные сказочные ситуации, при этом их экологически неграмотное поведение может привести к печальным последствиям. Эти последствия они преодолеют только в том случае, если изменят свое отношение к природе.

Используя прием «герои сказки — реальные объекты», воспитатель может использовать любые окружающие ребенка объекты. Нужно лишь помочь ребенку взглянуть на них по- новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если проводить с детьми наблюдения за прорастанием горошины, она может стать героиней сказки.

Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в которых ребенок когда- то участвовал, или описываются предметы, которые ему хорошо знакомы. Интерес к сказке повышается в том случае, когда сами дети становятся их персонажами или персонаж носит такое же, как у них, имя. Такой прием называется «герой сказки — сам ребенок». Личностное отношение к происходящему, включенность в действие повышают эффективность обучения. Можно, например, «поместить» ребенка в условия, когда он должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Слушая сказки о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Истории такого типа способствуют формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.

Экологическая сказка активизирует познавательную деятельность. Развивает мышление, способствует накоплению конкретных знаний об окружающем мире в доступной для детей форме, дает возможность усвоить знания о связях, о взаимосвязях в природе, о взаимосвязи человека и окружающего мира природы, о необходимости бережно относиться к окружающей среде.

Таким образом, необходимо использовать экологическую сказку в ДОУ о создать необходимые условия для ее использования в эколого – педагогической деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год