Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды»
Занятия по Экологии
Автор: Рогачева Ольга Борисовна   
05.12.2014 11:11

Непосредственная образовательная  деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды»Тема НОД: «Свойства воды»

Основная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой

Задачи :

  1. 1.Образовательные

-познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность

-путем экспериментальной деятельности установить, что вода- это жидкость, без вкуса и запаха, прозрачна, окрашивается, не имеет собственной формы ,а принимает форму того сосуда, в который ее наливают, превращается в лед при замораживании.

- уточнить знания детей о значение воды в природе и охране воды

        2.   Воспитательные

               -воспитывать умение действовать в коллективе, организованно работать в парах

               -воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу

        3.   Развивающие

                -развивать познавательную  активность в процессе экспериментирования

                -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, умение анализировать

                -развивать умение делать умозаключения, иметь свое мнение, самостоятельно                         формулировать выводы

                -активизировать  и обогащать словарь детей

Словарная работа: жидкость, безвкусная, без запаха, не имеет своей формы, окрашивается, замерзает

Форма организации- фронтальная

Виды детской деятельности :познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, репродуктивная

Развивающая среда : творческая лаборатория группы

Методы и приемы:

-организационный момент

-художественное слово

-уточнения, игровые приемы

-алгоритм для составления этапов деятельности

-опыты и эксперименты, как методы повышения познавательной деятельности

Использующиеся технологии :

ИКТ технологии, технологии личностного ориентирования взаимодействия педагога с детьми, здоровье сберегающие технологии

Материалы и оборудование :

бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, соломинки для коктейлей, кисточки для рисования, гуашь, емкости для воды разной формы, резиновая перчатка, картинки с различными изображениями, карточки для фиксирования результатов опытов с изображениями  исследуемых свойств воды (для наборного полотна), изображение свойств воды для магнитной доски, наборное полотно, «коробка-холодильник», «капелька»(игровой предмет или изображение) , музыкальный центр, компьютерная презентация, «шипованный» мячик

Предварительная работа :

беседы о воде и нахождении ее в природе, просмотр презентаций о воде в природе, чтение и заучивание стихотворений и загадок о воде, наблюдения за водой во время прогулок и дома

 

 

 

                                                              Ход   НОД

 

 

Действия на воспитателя

 

Действия и предполагаемые ответы детей

Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

 

 

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я говорю вам здравствуйте, значит желаю здоровья и всего самого доброго! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Дети здороваются

Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда приходят гости? Посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, поздоровайтесь с ними

 

Воспитатель: Сегодня прекрасный день, и я уверена, что он принесет нам много интересного. Предлагаю присесть на стульчики и посмотреть на экран

Дети рассаживаются перед экраном для просмотра презентации

Слайд №1(изображение планеты Земля)

 

 

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Эта наша планета Земля

А какого цвета на ней больше всего?

Голубого

Как вы думаете, что на планете голубого цвета?

Вода

Правильно, вода.  Земля почти вся голубого цвета, ее даже называют Голубая планета, и все это вода

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вспомнить, где мы можем встретить воду в природе. Для этого я пригласила своих помощников, которые загадают нам загадки, а мы попытаемся их отгадать.

Дети загадывают загадки:

-Бегу я , как по лесенке, по камушкам звеня

  Издалека по песенке узнаете меня

                                                        (река)

-Шумит он в поле и в саду ,а в дом не попадет

  Никуда я не пойду, покуда он идет

                                                          (дождь)

-Пушистая вата плывет куда то

  Чем вата ниже, тем дождик ближе

                                                 (облако или туча)

 

Слайд №3(постепенно по мере  загадывания появляются изображения реки, дождя, тучи)

 

Воспитатель: Молодцы. Да

Вода в морях и реках обитает

И тучкой по небу летает

А как наскучит ей летать,

Дождем на землю упадет опять

 

Воспитатель: Напомню , что облако или тучка- это много-много капелек воды

 

Воспитатель: А сей час предлагаю поиграть, побыть такими же тучками.

 

Физминутка «Тучки» :

 

Летели по небу тучки

Дети  хаотично «летают», широко расставив руки

Тучки, четыре штучки

Дети объединяются в пары

Тучки летели, тучки кружились

Дети кружатся в парах

В большую тучку объединились

Дети встают в хоровод

Тучке летать тяжело стало

 

Капельками на землю она упала

Дети падают на ковер

Что же, капли, поднимайтесь

 

В тучу снова собирайтесь

Дети встают и объединяются в круг

(среди детей появляется игровой предмет- «капелька» )

 

Воспитатель : Какие из вас прекрасные капли получились, а это еще что за капля?

 

Воспитатель: Ты кто такая и откуда?

 

(звучит аудио запись:Здравствуйте, ребята. Я одна капелька из большой семьи.  Моя семья –вода. Я потерялась, не могу найти свою семью. Как узнать воду? Какая она? Помогите мне пожалуйста!

 

Воспитатель: Ребята, поможем капельке вновь обрести свою семью?

Для этого нам потребуется выяснить, какими же свойствами обладает вода, как ее узнать

Да

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов-ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.

Дети переходят из одного помещения в другое

Экспериментальная часть

 

 

 

 

Дети проходят в «лабораторию», рассаживаются за столы

Аудио запись: Внимание аудитория!

                             Говорит лаборатория!

                             Здесь мы дружим с дисциплиной , чтобы лучше думать было.

                              Поздравляю вас с прибытием!

                               Делайте свои открытия!

 

 

Воспитатель: Спасибо, лаборатория. Мы пришли сюда помочь капельке найти ее семью.

Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело

Пролил воду, не беда!

Тряпка под рукой всегда!

 

 

 

 

Дети  засучивают рукава

 

 

 

 

Свойство №1 «Вода- жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух»

 

Опыт №1 Вода- жидкость(установить, что вода- жидкость)

 

Воспитатель: Перед вами бутылочка с питьевой водой, откройте ее.

Перед вами также два пустых пластиковых стаканчика. Возьмите один из них и налейте воду из бутылочки. А теперь аккуратно попробуйте перелить часть воды из него в другой.

Льется вода? Ее можно перелить?

 

 

 

Дети  подтверждают , что вода льется, ее можно переливать, откуда формулируют вывод, что вода жидкая.

Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Что вы сейчас делали  с водой?

Наливали, переливали

Воспитатель: Верно, вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Повторите.

Дети повторяют новое слово

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат карточки, на которых изображены свойства воды и кармашки, в которые эти карточки мы будем вставлять. Мы, как все ученые-открыватели должны записывать свои открытия, но пока писать мы не умеем, то будем вставлять картинки с изображениями. Ваша задача- найти подходящую картинку. Работать будем по парам.

Итак, вода- это жидкость. Какую картинку вы выберете?

Почему вы выбрали именно  эту картинку? Все согласны ?

Вставьте ее в кармашек, а другую, побольше, повесьте на магнитную доску, чтобы всем было видно.

Двое детей подходят к столу и выбирают картинку с изображением льющейся в сосуд воды и объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из детей вставляет картинку в наборное полотно , а другой вывешивает изображение на магнитную доску.

Опыт №2 «Вкус воды»(установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

 

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать , чтобы узнать, имеет ли воду вкус?

Верно, попробовать.

Попробовать.

Воспитатель: Перед вами два стакана с питьевой водой, которую вы только что налили из бутылочки. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус.

А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?

Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?

Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, вода-безвкусная. Повторите.

 

 

 

Дети пробуют воду и делают вывод, что вода из первого стаканчика не имеет вкуса, а из второго она сладкая, потому, что добавили сахар.

 

 

 

 

Вода не имеет вкуса.

Дети повторяют новое слово.

Воспитатель: А теперь снова  зафиксируем наш вывод по этому опыту картинкой.(предлагается выполнить задание другой паре детей). Какую картинку вы выберете теперь? Почему именно эту? Все ли согласны?

Дети выбирают табличку с перечеркнутым языком. Один из них вставляет ее в наборное полотно , дугой вывешивает на магнитную доску.

Опыт №3 «Вода пропускает воздух»(установить, что вода пропускает воздух)

 

Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что  образуется? Вода  пропустила воздух?

Какой вывод мы можем сделать?

 

 

Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.

 

 

 

 

 

Пузырьки.

 

Дети формулируют вывод , что вода пропускает воздух

Воспитатель: Давайте снова выберем картинку с подходящим изображением. Какую картинку выбрали? Почему именно эту? Все согласны?

 

Работает следующая пара детей.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»(установить, что вода без запаха)

 

А сейчас мы узнаем , имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?

 

Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.

 

 

Понюхать

 

 

Ничем не пахнет. Дети  делают вывод , что вода не имеет запаха.

Дети повторяют.

Воспитатель: Молодцы, а теперь выберите следующую  картинку. Почему именно ее? Все согласны?

Работает следующая пара детей. Выбирается картинка с «бурлящей водой».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо- плохо».

Ваша задача-разделиться  на две команды, затем, кидая друг другу мяч, говорить предложение о воде: одна команда говорит о воде хорошее, а другая, чем вода может быть опасна.

Дети произносят предложения примерно такого характера  предложения:

-В воде живут рыбы.

-Горячей водой можно обжечься.

-Водой поливают растения.

-Нужно уметь плавать, а то утонешь.

-Без воды нельзя жить.

-Грязную воду нельзя пить.

-Водой мы моемся.

-Водой можно затопить квартиру.

Свойство №2 «Вода не имеет собственной формы ,прозрачная, окрашивается»

 

Опыт №5 «Вода не имеет своей формы»(установить, что вода бесформенная)

Дети подходят к другому столу для экспериментов.

Воспитатель: Ребята, перед вами  стакан с водой и разные пустые емкости. Обратите  внимание на их форму. Они все одинаковой формы? У тебя какой? А у тебя?

 

 Аккуратно перелейте воду из стаканчика в формочку. А теперь посмотрите, вода в этих емкостях имеет одинаковую форму?

Когда вода была в стакане, то она имела форму стакана. Что произошло с формой воды, когда ее перелили в формочку?

 

Верно, вода не имеет своей формы, а принимает форму емкости , в которую ее наливают. Можно сказать, что вода бесформенная. Повторите. Воспитатель в доказательство проводит опыт с резиновой перчаткой, наливая туда воду.

Давайте снова найдем картинку для обозначения этого открытия.

 

 

 

Дети обращают внимание на то ,что все емкости разной  формы( круглой, треугольной, в форме цветочка)

 

Нет.

 

 

Дети делают вывод, что вода изменяет форму.

 

 

 

 

 

Дети выбирают картинку с изображением  разных сосудов с водой.

Опыт №6 «Прозрачность воды»(установить, что вода прозрачна)

 

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и картинку с рисунком, посмотрите на рисунок сквозь стакан с водой. Видно изображение?

Ты что видишь, а ты? А теперь положите картинки и   посмотрите друг на друга сквозь стаканчик с водой.  Видите друг друга? Значит какая  в стакане вода?

 Верно, вода прозрачная. Давайте обозначим результаты нашего опыта с помощью картинки.

 

 

Да.

 

 

 

Прозрачная

Следующая пара детей выбирает картинку с изображением воды в стакане и просвечивающую через нее карточку.

Опыт №7 «Вода окрашивается»(установить, что прозрачная вода окрашивается)

 

Воспитатель: Ребята, сейчас я покажу вам фокус. Перед вами три стаканчика с прозрачной водой. Я  накрою эти стаканчики платком, произнесу волшебные слова, и вы увидите что получится(воспитатель заранее наливает воду в стаканы и прокрашивает крышки от стаканов красками, при взбалтывании вода окрашивается)

Воспитатель: Ты прозрачная водица, поиграй со мной, стань разноцветной(открывает стаканчики, а в них вода разных цветов)

Ребята, какая была вода в стаканах?

А стала?

 

Оказывается, прозрачную воду можно сделать не прозрачной, но не с помощью волшебства, а например с помощью  красок.

Предлагаю это проверить. Для этого возьмите стакан с водой, обмакните кисточку в краску, и опустите в воду. Какого цвета стала вода?

Верно, вода окрасилась. Вот еще одно удивительное свойство воды- она окрашивается. Повторим.

Выберем и для него картинку с изображением.

Опыт №8 «Вода превращается в лед»(установить, что при замораживании вода из жидкого состояния  превращается в твердое)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозрачная

Разноцветная

 

 

 

 

 

 

Как цвет краски

 

 

Дети повторяют новый термин.

Дети выбирают картинку с изображением окрашенной воды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть «Чудо холодильник». Что делает холодильник?

Да, в нем холодно. Сейчас я возьму у одного из вас стакан с водой, вода жидкая,  и поставлю его в свой холодильник. Посмотрим, что произойдет(воспитатель забирает стакан и ставит в имитированный холодильник, а достает уже заранее заготовленный такой же стакан с замороженной водой)

Что произошло с водой? Какая она стала?

Какой вывод мы можем сделать?

Верно , ребята, вода в холоде замерзает и из жидкой становится твердой, льдом, а если заморозить цветную воду то получатся разноцветные льдинки(демонстрирует подобным образом)

Итак, вода превращается в лед при замораживании. Последнюю картинку вставьте.

 

Морозит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Твердая и холодная

Когда холодно замерзает, превращается в лед

 

 

 

 

 

 

Дети вставляют последнюю картинку с изображением льда.

Воспитатель: Итак , ребятки, посмотрите, сколько всего мы узнали нового о воде! Давайте повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились.

Молодцы. Ну, что ж , капелька, теперь ты узнаешь свою семью, воду? Ой! А где же она?

Наверное ушла на поиски. Предлагаю выйти из лаборатории и вернуться на прежнее место, может она там?

Дети повторяют все свойства воды.

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются на прежнее место и рассаживаются на диваны.

Воспитатель: Присаживайтесь

 

Слайд №2 « Капелька среди воды»

 

Воспитатель: Смотрите, вот же она! Нашла свою семью, значит наши открытия ей помогли.

 

Капелька без своей семьи – воды не может. А мы ребята можем без воды?

Без воды прожить не могут ни люди, ни животные, ни растения. Посмотрите, что бы было без воды.

 

 

 

 

Нет

Слайд №3 «Жизнь без воды»

 

Воспитатель :Поэтому воду нужно беречь и охранять. Как вы думаете, что нужно делать , чтобы сохранить воду ?

Закрывать кран, не бросать мусор.

Воспитатель: Молодцы. Что ж наше интересное приключение подошло к концу. Мы много узнали сегодня о воде, но это далеко не все. При следующей нашей встречи мы узнаем куда девается вода с земли, что с ней делает солнышко, откуда облака.

 

Воспитатель: А напоследок, я попрошу вас сделать мне подарок.У меня есть зонтик. Я попрошу вас украсить капельками его. Возьмите капельку зеленого цвета, если вам сегодня понравилось и было легко, красную капельку, если чуть-чуть было сложно(выполняется самооценка).

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год