Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Детские сказки
Автор: Арыкова Елена Анатольевна Лукьянова Елизавета Николаевна   
18.04.2023 10:51

Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.Сказкотерапия, как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Цель: Воспитание гуманных и общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи:

  • формирование у дошкольников интереса к чтению
  • воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев
  • решение проблем поведения
  • повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, благоприятных межличностных отношений, разнообразных форм коммуникаций
  • раскрытие творческих способностей и познавательного интереса, на примере сказок показать, что добро побеждает зло.

Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

 

Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах и притчах.

Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны — она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Она активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы, одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у детей целостное мышление, помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.

Большие возможности таит в себе сказка для обучения детей состраданию и эмпатии. Ведь если мы расскажем ребенку, что в каждом цветке, дереве, траве живет душа, он научится понимать природу, сочувствовать ей. Часто в сказках на помощь главному герою приходит волшебство. Означает ли это, что ребенок должен пассивно ждать и верить, что чудо позволит преодолеть ему трудности? Нет. Задача педагога состоит в том, чтобы активизировать творческие возможности ребенка и направить их на решение его проблемы.

Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт — мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Сказка «Зайкина избушка».

Ведущий: Здравствуйте, мои малышки, и девчонки, и мальчишки,

Сказки любите, друзья? Это замечательно,

Мы расскажем вам одну – слушайте внимательно!

Ведущий: Вот бывают чудеса!..

Жили Зайка и Лиса. (На руках куклы би-ба-бо).

И стояли на опушке

По соседству их избушки.

У Косого — лубяная,

У Плутовки — ледяная.

Выходят за ручки Лиса и Заяц, поют песенку.

Песня Лисы и Зайца.

1 куплет: Ты, я – мы с тобой навек друзья,

Ты, я – мы почти одна семья,

Ты, я – не разлучит нас с тобой

Даже дождик проливной.

Припев: Куда ты – туда я, мы с Лисичкою друзья.

Куда ты – туда я, мы с Зайчишкою друзья!

Кружатся, играют в ладушки.

Лиса: Ну-ка, детки, выходите,

С нами спойте и спляшите.

Заяц: На зеленой, на лужайке

Танцуют все с Лисой и Зайкой!

Общий танец «У тебя, у меня».

1 куплет: У меня, у тебя, звонкие ладошки,

У меня, у тебя, как пружинки, ножки.

Припев: Мы с тобой, мы с тобой шлёп, шлёп, шлёп, шлёп,

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок.

2 куплет: У меня, у тебя глазки, словно пуговки,

У меня, у тебя губки, словно клюковки.

Припев: Мы с тобой глазками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Мы с тобой губками чмок, чмок, чмок, чмок.

3 куплет: У меня, у тебя чудо – локоточки,

У меня, у тебя острые носочки.

Припев: Мы с тобой, мы с тобой хоп, хоп, хоп, хоп,

Мы с тобой, мы с тобой прыг, скок, прыг, скок.

После танца дети садятся на стульчики, а Лиса и Заяц расходятся по домикам.

Ведущий: Лишь повеяло весной,

Дом растаял ледяной.

Не осталось даже следу...

И Лиса идёт к соседу:

Лиса: Зайка, миленький, косой,

Ты пусти к себе домой,

Будем вместе поживать,

Горя и беды не знать!

Ведущий: Горько, жалобно рыдает,

Слёзки лапкой вытирает.

Заяц: Сжалюсь, дети, я над нею,

Заходи, кума, смелее.

У меня — просторный дом.

Не сидеть же под кустом!

Ведущий: Лису Заяц пожалел,

И, конечно, обогрел.

Уступил свое местечко,

Чтоб теплей было у печки.

А Лиса едва вошла,

Зайку тотчас прогнала.

Лиса: Для двоих изба мала!

Вон пошёл! И все дела!

Зайка печально ходит и плачет, вздыхает и садится на пенек.

Ведущий: Под кустом Косой дрожит.

Мимо серый Волк бежит.

Песня Волка.

1 куплет: Кто мне скажет, как меня зовут? – Волк!

Кто в мультфильмах скачет там и тут? – Волк!

У кого большие зубы, и кого никто не любит?

Кто мне скажет, как меня зовут?

Припев: Волк, волк, волк – волчище

По лесам голодный рыщет,

И его боятся все вокруг.

Волк, волк, волк бывалый,

Хоть и страшный с виду малый,

А в душе он добрый, верный друг.

Волк: Ты чего, дружок, не весел,

Уши длинные повесил?

Ведущий: Тут ему бедняжка Зайка,

Рассказал всё без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Волк: Ну, уж я твою беду

Мигом, братец, разведу!

Как завою, засвищу –

Сразу дом освобожу!

Ведущий: Как завыл протяжно он.

Волк: У-у-уходи, Лисица, вон!

Ведущий: А Лиса из-за печи.

Лиса: Вот задам на калачи да на булочки!

Полетят от вас клочки в закоулочки!

Ведущий: Волк с испугу-перепугу,

И "Прощай" не крикнул другу...

Волк убегает, а Зайка обходит домик и опять садится на пенек.

Ведущий: Зайка пуще стал реветь.

Мимо топает медведь.

Песня Медведя.

1 куплет: Я немного толстоват,

Но совсем не виноват –

Просто слишком долго сплю,

До обеда я храплю.

Припев: Буду зиму крепко спать, лапу вкусную сосать,

А проснусь я лишь весной, я, ребята, зверь лесной!

Медведь укладывается спать.

Ведущий: Мишка, Мишка, хватит спать,

Выйди с нами поиграть,

Нас здесь много – ты один,

Спать тебе мы не дадим!

Песня – игра «Как на горке снег, снег».

Медведь: Ты чего, дружок, не весел?

Что глаза на мокром месте?

Ведущий: И ему бедняжка Зайка,

Рассказал всё без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Медведь: Эко, не было печали!

Не таких мы усмиряли!

Быстро хитрую Лису

Я из дома прогоню!

Ведущий: И своей огромной лапой,

Стукнул в ставню Косолапый.

Медведь: Я отважен и силён!

Уходи, Лисица, вон!

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Вот задам на калачи да на булочки!

Полетят от вас клочки в закоулочки!

Ведущий: Косолапый испугался,

И подальше в лес подался.

Ведущий: Плачет в три ручья Косой.

Тут Петух идёт с косой.

Песенка Петушка.

1 куплет: Кто на свете раньше всех просыпается,

Кому солнышко лучами улыбается,

Кто кричит КУ-КА-РЕ-КУ, не во сне, а наяву?

Угадайте, как его зовут?

Припев: Петя – Петя – Петя – Петушок,

Золотой, красивый гребешок,

Стройненькие ножки в хромовых сапожках,

Петя – Петя – Петя – Петушок.

Петух: Ты чего на всю округу

Целый день ревёшь белугой?

Ведущий: Петуху бедняжка Зайка,

Всё поведал без утайки.

Заяц: Я Лису пустил в свой дом,

Ну не жить же под кустом,

А она, едва вошла,

Меня сразу прогнала.

Петух: Вот так-так... Ку-ка-ре-ку!

Я готов помочь дружку!

Как поймаю я злодейку,

Изорву на ней шубейку.

Петух подходит к избушке Лисы и кричит.

Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку,

Хватит жить в чужом дому,

Я косой сейчас взмахну,

Тебя, Лисица, прогоню.

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Одеваюсь, не кричи!

Петух: Эй, Лиса, ку-ка-ре-ку,

Уходи скорей, я жду!

Ведущий: А Лиса из-за печи:

Лиса: Обуваюсь, не кричи!

Петух: Сколько можно тебя ждать?

Все, иду тебя я гнать!

С косой идет под воинственную музыку вокруг домика.

Лиса: Петушочек, погоди,

Ухожу я, не кричи.

Лиса выбегает из домика, мечется по залу и убегает.

Ведущий: И без лишних разговоров,

Задала плутовка дёру.

А в избушке стал опять

Зайка жить да поживать.

Он научен. И теперь,

Лишь друзьям откроет дверь…

Песенка друзей.

1 куплет: Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий, верный друг!

2 куплет: Мы поссоримся — и помиримся,

"Не разлить водой!" — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь, друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий, верный друг.

Арыкова Е.А. – музыкальный руководитель.

Лукьянова Е.Н. – старший воспитатель.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год