Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Учебно-методическое пособие по теме: «Наша вселенная»
День космонавтики
Автор: Любич Ольга Викторовна   
25.10.2021 12:24

Учебно-методическое пособие по теме: «Наша вселенная»Учебно-методическое пособие по теме: «Наша вселенная»

Авторы:

  • Ольга Викторовна Любич
  • Ольга Андреевна Лонтратова

МКДОУ д/c № 488, Советский район

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная категория: Дети 6 – 7 лет

Содержание:

  • Пояснительная записка;
  • Назначение;
  • Техническое оснащение;
  • Техника безопасности;
  • Цель;
  • Задачи;
  • Дорогой друг;
  • Солнце;
  • Солнечная система;
  • Голубая планета – «Земля»;
  • Космическая ракета;
  • Солнечный ветер;
  • Литература.

Скачать конспект

Пояснительная записка:

60 лет назад 12 апреля 1961 года была открыта дорога в космос. У людей появилась возможность заглянуть в космическое пространство и исследовать его. Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы действительности.

Что мы видим, когда стоим, запрокинув голову, и смотрим в небо?

Днем, в ясную погоду Солнце, в пасмурные дни – тучи и облака, а по ночам взору открываются Луна и звезды.

  • Возникает вопрос, с какого же возраста необходимо знакомить ребенка с Солнцем, с Солнечной системой и другими понятиями?
  • Нужны ли ребенку знания о своей планете Земля?;
  • Солнце, которое днем светит, а ночью «прячется»?;
  • откуда появляется радуга?;
  • есть ли жизнь на других планетах и почему наша планета голубая по цвету?

Все эти вопросы вы услышите от самих же детей. Чтобы нам взрослым ответить на все интересующие вопросы ребенка, необходимо использовать технические средства, те, которые так привлекают современных детишек. В процессе использования «Космической платформы», у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается зрительное, слуховое внимание, память, воображение, фантазия, стремление к знаниям.

Увлекшись яркими, мигающими огоньками и подсветкой, дети не замечают, как учатся, познают новое, запоминают и ориентируются в необычных ситуациях.

Назначение:

Используется для ознакомления детей с космическим пространством, явлениями, техникой.

Техническое оснащение:

Космическая платформа состоит из короба прямоугольной формы. На нем расположено: солнце, планеты, космический ветер, ракета со ступенями скорости, рули стабилизаторы, орбиты, панель управления. Все работает от батареек.

Техника безопасности:

Данная платформа используется под руководством взрослого с соблюдением правил техники безопасности.

Цель:

Формирование у дошкольников элементарных представлений о космическом пространстве.

Задачи:

Обучающие

  • Мотивировать дошкольников к использованию разных источников информации.
  • Формировать и обогащать знания о Вселенной.

Развивающие

  • Развивать познавательные интересы детей о солнечной системе.
  • Расширять знания детей о покорителях космоса.
  • Активизировать словарь по теме «Космос».

Воспитательные

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  • Воспитывать любовь к своей планете.

Дорогой друг!

Сегодня я хочу рассказать тебе о космосе. Ты знаешь, что такое космос?

Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед.

Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Солнце

С астрономической точки зрения Солнце – только единица из множества, рядовая звезда среди миллиардов других звёзд. Тысячи из них, возможно, превосходят его блеском, величиной и мощностью. В армии неба Солнце — простой солдат.

Для нас, жителей планеты Земля, Солнце – это звезда совершенно нам необходимая. Без Солнца никого из нас просто бы не было. Солнце – это главный двигатель всех жизненных процессов, происходящих на Земле.

Уничтожьте его лучи хотя бы на один месяц, — и жизнь на нашей планете прекратится.

Звезда по имени Солнце, сформировавшаяся из громадного облака водорода и звездной пыли, горит уже в течение 4,6 миллиарда лет. Она обладает достаточным запасом топлива, чтобы гореть ещё очень долго. Итак, Солнце — это звезда. Главные параметры любой звезды это — масса, температура, светимость и возраст.

Возраст Солнца — 4,6 миллирда лет. Масса — в 327 тысяч раз больше массы Земли, а именно 1988920000000000000 миллиардов тонн.

Температура солнечного ядра 15 миллиардов градусов по Цельсию. Светимость — 382700000000000000000 мегаватт.

Какова форма Солнца? Солнце — это огромный, горячий, газовый шар, состоящий в основном из водорода. Диаметр Солнца — 1 392 000 км.

Среднее расстояние от Солнца до Земли около 149, 6 миллионов километров.

Стоит ли Солнце, этот огромный газовый шар, на месте? Нет, не стоит.

Вместе со всеми своими планетами, образующими Солнечную систему, Солнце движется в космическом пространстве относительно других звезд.

Что такое Солнечная система? Солнечная система — это связанная силами притяжения система (комплекс) небесных тел. В состав Солнечной системы входят: главная звезда — Солнце, восемь известных больших планет с их спутниками (в том числе и планета Земля со спутником Луна).

А также малые планеты, кометы, метеориты; кроме того: космическая пыль, газ, мелкие частицы. В самом Солнце сосредоточено 99, 8 % массы всей Солнечной системы.

Теплота и свет Солнца настолько велики, что для изучения свойств и характеристик небесного светила используются особые приборы и способы для наблюдения за его поверхностью.

Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля.

Приложение 1

Солнечная система

Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед.

Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.) Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты 0 из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.

В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога – Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.

Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды,

поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.

Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка. Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена.

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия»«астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе.

Что такое метеор?

Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов).

Метеоры еще называют падающими звездами.

Приложение 2

Голубая планета – «Земля»

Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности.

Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических открытий.

География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.

Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. Они могут быть связаны с освоением новых земель или новых экономических ресурсов. К географическим открытиям также относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.

Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны.

Пожалуй, самым знаменитым морским путешествием стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за горизонтом.

Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал наше светило – центром мира и объяснил, что Земля вращается вокруг Солнца. Свою теорию Николай Коперник назвал «... Об обращении небесных сфер». Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом – центром всего мира.

Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.

Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.

Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после отречения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вертится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.

Современные наука и техника позволили людям составить верное представление о Земле.

Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли располагается суша.

Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша – пространство, покрытое камнями и почвой. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги.

Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями.

Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь географическую карту или глобус?

Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.

А каким цветом обозначены водные пространства?

Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.

Вспомните, что такое глобус.

Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высокие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просторы, моря, океаны. Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завернут в тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.

Воздушная атмосфера

Окружает земную сферу

Воздушная атмосфера.

Ее прозрачная вуаль

Укрыла Землю, словно шаль.

«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса.

Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.

  • Почему атмосфера очень важна для Земли?

Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные.

Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб.

Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

  • Кто знает, как называются металлические или каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?

Правильно, метеоритами.

Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.

«Земля в космосе — как остров, затерянный в просторах безбрежного океана. Сколько бы мы ни летели в космосе в любую сторону — месяц, год, тысячу лет, — мы никогда не долетели бы до конца космоса, до черного потолка. Конца у космоса нет. Нет никакого черного потолка совсем. Ни каменного, ни хрустального» (П. В. Клушанцев).

В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд.

Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы и метеоры.

  • Как вы думаете, есть ли в космосе воздух? Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух.
  • Как называется такой костюм, знаете? Конечно, скафандр.
  • Давайте подумаем, чем космическое пространство отличается от воздушного?

«Что такое пустота? Чем пустота отличается от воздуха? Оказывается -

очень отличается. В воздухе мы можем дышать. В пустоте дышать нечем.

В пустоте всегда одинаково холодно.

В воздухе бросишь перышко — а оно не летит, тут же рядом и падает.

Воздух мешает лететь. А в пустоте мешать нечему. Там наше перышко полетит далеко-далеко, как будто оно тяжелое, железное.

В воздухе птицы летают. В пустоте им пришлось бы ходить по земле.

Крылья там бесполезны. Им там не на что опереться. И самолеты тоже не могут летать в пустоте. Пустота, окружающая земной шар,

«обмазанный воздухом», называется космическим пространством или просто космосом» (П. В. Клушанцев).

Приложение 3

Космическая ракета

Чтобы малыш получил представление о космосе и ракетах, сначала расскажите ему про атмосферу. Это такой воздушный слой, окутывающий нашу планету. Чем больше высота, тем меньше воздуха. У поверхности Земли атмосфера плотная и густая. В небе, где летают самолеты и плавают облака, воздух разреженный, а в космосе его почти нет.

Ракеты летают очень быстро, поэтому не могут перемещаться в атмосфере, где воздух очень плотный. Поэтому их выводят на орбиту – такую высоту, где летательные аппараты не падают обратно вниз и не улетают в космос. Чтобы вывести корабль в космическое пространство, понадобится как-то поднять его с поверхности Земли. Для этого используют большие моторы, работающие на ракетном топливе.

На чем летит ракета

Ракеты работают на топливе, которое состоит из керосина и жидкого кислорода. Может показаться странным: зачем нужен дополнительный кислород, если керосин и так хорошо горит? — Всё просто: когда горит огонь, нам кажется, что сгорает только топливо — дрова, угли, газ. Но вместе с ними расходуется много кислорода, которым мы дышим вместе с воздухом. Кислород нужен для горения так же, как нужны дрова или уголь.

В космическом пространстве кислорода нет, поэтому его делают жидким и помещают в летательный аппарат. При запуске двигателя окислитель (жидкий кислород) смешивается с горючим (керосином, водородом) в камере сгорания и воспламеняется. Образуется много горячего газа, который с огромной силой выбрасывается из ракеты наружу. Он выходит из нижней части двигателя, где расположены специальные отверстия — сопла.

Ракета двигается за счет отталкивающего действия газа. Когда он выбрасывается из ее «хвоста» вниз, она начинает лететь в противоположную сторону, т.е. вверх. Сила, поднимающая корабль, называется реактивной.

Очень хорошо принцип взлета корабля показывает сдувающийся шарик. Надуйте его и разожмите пальцы, удерживающие отверстие. Шарик полетит за счет толкающей его струи воздуха, выбрасываемой наружу.

Литература

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраст по теме «Покорение космоса». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003». 2005.
  2. Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. -ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Л. Смирнова. Статья «Мини-планетарий» воспитателя ДОУ №56 Л. Смирновой, г. Северск, Тюменская обл. /ж. Обруч — 1/2003
  5. Кухлинская В.В. Статьи «Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр» заместителя директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Дальногорск Приморского края / ж. Педагогика ДОУ. 1/2009
  6. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…». / ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008
  7. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
  8. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007
  9. Е.П. Левитан. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

Телескоп бумажный!

О. Ахметова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 18 (334) выйдет
26 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год