Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект Виртуальная познавательная игра-путешествие с использованием интеллект — карты. Тема: «На помощь друзьям»
День космонавтики
Автор: Семенова Лариса Васильевна   
15.06.2025 19:22

Конспект Виртуальная познавательная игра-путешествие с использованием интеллект — карты. Тема: «На помощь друзьям»Конспект Виртуальная познавательная игра-путешествие с использованием интеллект — карты. Тема: «На помощь друзьям»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 1 «Тополёк» второй категории общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Возрастная группа: старшая., Место проведения: МБДОУ №1 «Тополёк», Дата проведения: 13. 03. 2025, Вид занятия: познавательное, Длительность: 25 минут.

Воспитатель: Семенова Л.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, коммуникативная, двигательная.

 

Цель: расширить и систематизировать представления детей о планетах Солнечной системы.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение детей читать интеллект – карты и учить их составлять
  • учить детей составлять модель ракеты по карте- схеме
  • обогатить знания детей о планетах Солнечной системы, сформировать представления об их особенностях
  • различать и правильно называть геометрические фигуры по форме, цвету и размеру
  • упражнять детей в прямом и обратном счете, ориентировке в пространстве
  • учить детей находить заданные силуэты путем развития у детей зрительного восприятия и внимания
  • упражнять в установлении связей и закономерностей между свойствами, объектами, явлениями природы, развивать слуховое внимание, логическое мышление.
  • совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз, развивать внимание, мышление, умении соотносить цифру с количеством предметов.

Развивающие:

  • развивать у детей умение классифицировать предметы по форме: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник
  • развить эмоциональность и восприятия музыкального образа, чувство ритма, музыкальную память, быстроту реакции и воспитывают самостоятельность
  • развивать умственные способности, логическое мышление, сообразительность, внимание, навыки самостоятельной работы
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математическим заданиям
  • воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно
  • воспитывать бережное отношение к зрению с целью профилактики
  • воспитывать желание оказывать поддержку и приходить на помощь в трудной ситуации.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, интеллект – карта с изображением ракеты и солнечной системы с планетами.

Раздаточный материал:

Коврики по количеству детей, Блоки Дьенеша, облака с цифрами, карточки с изображением силуэтов, листы бумаги А 4, картинки с изображением телескопа, метеорита, спутника, кометы, созвездий, мяч, круги большие и маленькие.

Методические приёмы:

Словесный: постановка проблемы, беседа-диалог, вопросы к детям, анализ деятельности, подведение итогов.

Наглядный: ИКТ, работа с интеллект- картой

Практический: создание проблемных игровых познавательных ситуаций, ритмические упражнения на ускорение,

Используемые современные технологии: виртуальная игра — путешествие, ИКТ, здоровьесберегающая технология, личностно – ориентированная технология, метод «Интеллект- карта»

Предварительная работа: знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физкультминуток.

Ход НОД

Группа оформлена в «космической» тематике.

Приветствие:

Здравствуй, Небо!

Здравствуй, Солнце!

Здравствуй, планета Земля!

Здравствуйте, гости!

Здравствуй, наша большая семья!

Звучит тревожная музыка

Пин: Здравствуйте дети и взрослые! Меня зовут Пин.

Мои друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе, на моей ракете, но потеряли управление и их разбросал Метеоритный дождь по разным планетам Солнечной системы. Помогите им вернуться на Землю.

Воспитатель: Ой, что — же делать, что — же делать? (задумывается) Мне кажется надо помочь! Ребята, вы готовы помочь Смешарикам, и отправиться в космическое путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Да! Мы с Вами посетим планеты Солнечной системы, где нас ждут увлекательные задания, выполнив которые мы сможем помочь Смешарикам вернуться на Землю.

Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие?

Дети: на ракете

Воспитатель: Для того чтобы построить модель ракеты Вам необходимо поработать с интелект- картой. Ребята, подойдите к карте и посмотрите из каких деталей сделана ракета: корпус-3 квадрата, нос-треугольник, иллюминаторы-2круга, крылья-2 треугольника, сопло-3 овала. Давайте подойдем к столу и по схеме построим ракету.

Воспитатель: Ракета построена, давайте дадим название нашей ракете (дети предлагают названия и выбирают название «Дружба»).

Воспитатель: Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем отсчет. Ребята, помогайте мне! 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск (на экране полет ракеты — видео полёта)

Воспитатель: Вот, молодцы, ребята! Смотрите, наша ракета набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство

На экране появляется планета Меркурий

Воспитатель: Мы приближаемся к планете –Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой — страшный холод и мертвый покой.

На экране появляется планета Меркурий

Первая, самая близкая к Солнцу планета. Меркурий почти все время поворачивается к солнцу одной стороной, поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой- очень холодно. Поверхность этой планеты каменистая и пустынная, на ней нет ни воды, ни воздуха.

Воспитатель: На эту планету попала Нюша, ей опасно здесь находиться из-за таких перепадов температуры, нам необходимо как можно скорей прийти ей на помощь. Для этого нам нужно выполнить задание на планете Меркурий. Необходимо на холодную стороны планеты расставить подходящие синие фигуры, а на горячую сторону планеты фигуры красного и жёлтого цвета. Работать мы будем с Блоками Дьенеша.

Задание №1: Блоки Дьенеша.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, нестерпимая жара и страшный холод теперь не страшны Нюше. На память о планете, возьмём с собой фото Меркурия, оно пригодится нам для нашей интеллект — карты. Поспешим на корабль берём курс к планете Венера.

На экране появляется планета Венера

Газ ядовит в атмосфере Венеры.

Дышать невозможно!

Жарища без меры!

Солнца не видно сквозь облака.

Жизнь невозможна!

Но, может пока!

На экране появляется планета Венера

Венера-это вторая планета от Солнца, на ней, как и на Земле, есть атмосфера-воздушная оболочка. Состоит она из углекислого газа, поэтому дышать на Венере невозможно, и на ней очень жарко. Венера- самая яркая планета на небе.

специальную гимнастику для глаз.

Воспитатель: На планете Венера оказался Крош, из- за того, что на Венере очень плотная облачность, Солнца не видно, чтобы спасти Кроша и осветить ему путь домой, нужно расставить облака по порядку от 1 до 10.

Задание№ 2 (Продолжи логический ряд)

Воспитатель: В этом задании вы ребята должны продолжить логический ряд от 1 до 10. Посмотрите 2 облака стоят на своем месте, нам нужно расставить остальные. Возьмите себе по одному облаку и подойдите к доске. У кого облако с цифрой 1и т.д

Воспитатель: Молодцы ребята, облака расступились и Крош спокойно может добраться до Земли. Вот солнце и появилось сквозь облака, оно очень яркое, и чтобы у нас не устали глаза, мы сделаем

Космическая гимнастика для глаз:

Мы звездочку увидали, глазки вверх подняли.

Вот звезды полетели, глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели, глазки влево посмотрели.

А теперь звезда упала вниз, глазки закрываем, дружно отдыхаем.

На память, возьмём с собой фото планеты Венера. Нам пора снова в полет.

На экране появляется планета Марс

Прямо по курсу планета Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво — красного цвета.

Назвали планету в честь бога войны.

На экране появляется планета Марс

Марс — это красная маленькая планета, четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли.

Задание №3 «Найди тень»

Воспитатель: На планете Марс нашей помощи просит Бараш. Марс полон таинственных загадок и до того как ученые узнали что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа-марсиане. Барашу от этого страшно, он видит загадочные тени марсиан. Давайте ему покажем настоящих марсиан, он увидит, что они дружелюбные, перестанет бояться и они ему покажут путь домой.

Вы должны правильно найти тень марсианина, который вам достался и назвать его тень по счёту.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Так быстро справились с заданием, и получаем фото планеты Марс. А теперь прошу Вас пристегнуть ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер.

На экране появляется планета Юпитер

Юпитер — царь планет!

Уж очень он тяжел.

И медленно плывет.

А наступить ногой,

Так просто невозможно,

Ведь это жидкая планета

И утонуть в ней можно!

На экране появляется планета Юпитер

Это самая большая, пятая планета Солнечной системы. Состоит из газа и называют его газовый гигант. Юпитер –гигантский шар состоящий из жидкости и газа. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров.

Воспитатель: Ребята, на этой планете оказался Копатычи он с надеждой ждет вашей помощи. Юпитер хитрая планета и очень быстрая, чтобы с неё выбраться, необходимо ускорение. Давайте научим Копатыча делать упражнения с ускорением, так он сможет выбраться с Юпитера.

Физминутка «Я ракета»

Воспитатель: Ребята, я думаю Копатычу теперь легко удастся вернуться на Землю. Амы получаем фото планеты.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы смело отправляемся дальше на планету Сатурн

На экране появляется планета Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Ее удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп- это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только это не сплошной диск, а тысячи мелких камней, осколков, астероидов и пыли.

Воспитатель: На планете оказался Лосяш и ему трудно пробраться назад сквозь это кольцо. Мы должны ему помочь, научить его ориентироваться в пространстве, для этого нам нужно выполнить задание, расположить верно, предметы на листе. Лосяш, научится ориентироваться и сможет выбраться.

Задание № 4 «Ориентировка на листе»

Воспитатель: Расположите в центре листа телескоп, в правом верхнем углу метеорит, в левом верхнем углу спутник, в левом нижнем углу комету, в правом нижнем углу созвездие медведицы.

Воспитатель: Молодцы! Вы выручили Лосяша, и он скоро увидит своих друзей. Забираем фото планеты и летим дальше.

Воспитатель: Ребята, мы приближаемся к группе холодных планет:

Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры.

Света нет и нет жары.

Вечная зима и ночь.

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

И на Плутоне колотун!

На экране появляется планета Уран

Уран-это таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит как круглый с ровной поверхностью мячик.

Воспитатель: На этой планете оказался Ежик. Он замерз до кончиков своих иголок и надеется, что помощь придет к нему как можно быстрее. Мы сможем помочь Ежику вернуться домой если поиграем с планетой Уран и ответим на его занимательные вопросы. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете.

Задание № 5 «Вопрос — ответ» с мячом.

(что бывает круглым, квадратным, овальным, треугольным, прямоугольным)

Воспитатель: Молодцы! Вот и Ежик спасен и уже очень скоро будет в теплом домике рядом со своими друзьями. Получаем фото планеты. Мы смогли помочь почти всем попавшим в беду Смешарикам. Остались только Кар Карыч и Совунья. Отправляемся дальше.

На экране появляется планета Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко.

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун, это восьмая по счету ледяная и очень холодная планета. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, что даже газ превращается в лед. На этой планете нашей помощи ждет Кар Карыч. Чтобы Кар Карыч вернулся на Землю, нам необходимо выполнить интересное задание «Верно-не верно»

Задание №7 «Верно-не верно».

Верно ли, что на планете Нептунможет пойти дождь? Почему? (нет, там очень холодно и может идти только снег)

Верно ли, что если медведь попадет на планету Нептун, он будет там всё время спать? Почему? (зимой медведи впадают в спячку)

Верно ли, что на планете Нептун, все могут ходить по воде? Почему? (верно, потому, что вода замерзает и превращается в лёд)

Верно ли, что на планете Нептун сок едят как мороженое, а не пьют? Почему? (верно, потому что сок замерзает)

Воспитатель: Ребята, Кар Карыч передает вам благодарность за помощь и просит сообщить, что он уже на пути к дому, и оставил нам фото планеты.

Воспитатель: А нам с вами предстоит отправиться на планету Плутон. На этой планете нас ждет Совунья.

На экране появляется планета Плутон

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета. Когда-то эта планета была девятой по счёту и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты. Теперь ее называют карликовой планетой.

Воспитатель: Ребята, самая маленькая планета оказалась самой хитрой планетой и чтобы освободить Совунью, для нас подготовлено непростое испытание. Ну, Плутон не знает, какие наши ребята молодцы и как быстро они справляются со всеми испытаниями.

Задание № 8 «Размести планеты, в соответствии с цифрой»

Воспитатель: Ребята выберите себе планету с цифрой и подойдите к коврику с соответствующей цифрой. Разместите маленькие планеты в большой, так чтобы цифра совпадала с количеством планет.

Воспитатель: Ребята, вот и Совунья отправляется домой. А мы получаем фото планеты.

Вы такие молодцы мы с Вами побывали на всех планетах солнечной системы и справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Отправляемся в обратный путь. Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем обратный отсчет. Ребята, помогайте мне! 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Воспитатель: Вот мыи дома, мы побывали с вами в виртуальной экскурсии в космосе, а сейчас мы с вами разместим планеты на нашей интелект- карте.

Но сначала давайте вспомним и назовем все планеты по порядку.

«Планеты»

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз- Меркурий,
Два-Венера,

Три- Земля,
Четыре- Марс,
Пять- Юпитер
Шесть-Сатурн,

Семь-Уран,
За ним- Нептун.
Он восьмым идет по счету
А за ним уже, потом,

И девятая планета
Под названием Плутон.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? А помогать тому, кто в беде? На какой планете больше всего понравилось. (Ответы детей).

Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Помогли всем Смешарикам вернуться на Землю.

Звучит музыка, на экране появляются все Смешарики.

Крош: Дорогие ребята, огромное Вам спасибо за то, что вы вовремя пришли нам на помощь и не побоялись страшного холода, неизведанных и таинственных планет и помогли нам вернуться домой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год