Конспект Виртуальная познавательная игра-путешествие с использованием интеллект — карты. Тема: «На помощь друзьям» |
День космонавтики | |
Автор: Семенова Лариса Васильевна | |
15.06.2025 19:22 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 1 «Тополёк» второй категории общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей Возрастная группа: старшая., Место проведения: МБДОУ №1 «Тополёк», Дата проведения: 13. 03. 2025, Вид занятия: познавательное, Длительность: 25 минут. Воспитатель: Семенова Л.В. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Цель: расширить и систематизировать представления детей о планетах Солнечной системы. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, интеллект – карта с изображением ракеты и солнечной системы с планетами. Раздаточный материал: Коврики по количеству детей, Блоки Дьенеша, облака с цифрами, карточки с изображением силуэтов, листы бумаги А 4, картинки с изображением телескопа, метеорита, спутника, кометы, созвездий, мяч, круги большие и маленькие. Методические приёмы: Словесный: постановка проблемы, беседа-диалог, вопросы к детям, анализ деятельности, подведение итогов. Наглядный: ИКТ, работа с интеллект- картой Практический: создание проблемных игровых познавательных ситуаций, ритмические упражнения на ускорение, Используемые современные технологии: виртуальная игра — путешествие, ИКТ, здоровьесберегающая технология, личностно – ориентированная технология, метод «Интеллект- карта» Предварительная работа: знакомство с математическими сказками, стихами, загадками, настольными играми; разучивание физкультминуток. Ход НОД Группа оформлена в «космической» тематике. Приветствие: Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, планета Земля! Здравствуйте, гости! Здравствуй, наша большая семья! Звучит тревожная музыка Пин: Здравствуйте дети и взрослые! Меня зовут Пин. Мои друзья попали в беду. Смешарики захотели побывать в космосе, на моей ракете, но потеряли управление и их разбросал Метеоритный дождь по разным планетам Солнечной системы. Помогите им вернуться на Землю. Воспитатель: Ой, что — же делать, что — же делать? (задумывается) Мне кажется надо помочь! Ребята, вы готовы помочь Смешарикам, и отправиться в космическое путешествие? Дети: Да. Воспитатель: Да! Мы с Вами посетим планеты Солнечной системы, где нас ждут увлекательные задания, выполнив которые мы сможем помочь Смешарикам вернуться на Землю. Воспитатель: А как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие? Дети: на ракете Воспитатель: Для того чтобы построить модель ракеты Вам необходимо поработать с интелект- картой. Ребята, подойдите к карте и посмотрите из каких деталей сделана ракета: корпус-3 квадрата, нос-треугольник, иллюминаторы-2круга, крылья-2 треугольника, сопло-3 овала. Давайте подойдем к столу и по схеме построим ракету. Воспитатель: Ракета построена, давайте дадим название нашей ракете (дети предлагают названия и выбирают название «Дружба»). Воспитатель: Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем отсчет. Ребята, помогайте мне! 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск (на экране полет ракеты — видео полёта) Воспитатель: Вот, молодцы, ребята! Смотрите, наша ракета набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство На экране появляется планета Меркурий Воспитатель: Мы приближаемся к планете –Меркурий Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Жара нестерпима! Изжарит в котлету! Повернута к Солнцу одной стороной, С другой — страшный холод и мертвый покой. На экране появляется планета Меркурий Первая, самая близкая к Солнцу планета. Меркурий почти все время поворачивается к солнцу одной стороной, поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой- очень холодно. Поверхность этой планеты каменистая и пустынная, на ней нет ни воды, ни воздуха. Воспитатель: На эту планету попала Нюша, ей опасно здесь находиться из-за таких перепадов температуры, нам необходимо как можно скорей прийти ей на помощь. Для этого нам нужно выполнить задание на планете Меркурий. Необходимо на холодную стороны планеты расставить подходящие синие фигуры, а на горячую сторону планеты фигуры красного и жёлтого цвета. Работать мы будем с Блоками Дьенеша. Задание №1: Блоки Дьенеша. Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, нестерпимая жара и страшный холод теперь не страшны Нюше. На память о планете, возьмём с собой фото Меркурия, оно пригодится нам для нашей интеллект — карты. Поспешим на корабль берём курс к планете Венера. На экране появляется планета Венера Газ ядовит в атмосфере Венеры. Дышать невозможно! Жарища без меры! Солнца не видно сквозь облака. Жизнь невозможна! Но, может пока! На экране появляется планета Венера Венера-это вторая планета от Солнца, на ней, как и на Земле, есть атмосфера-воздушная оболочка. Состоит она из углекислого газа, поэтому дышать на Венере невозможно, и на ней очень жарко. Венера- самая яркая планета на небе. специальную гимнастику для глаз. Воспитатель: На планете Венера оказался Крош, из- за того, что на Венере очень плотная облачность, Солнца не видно, чтобы спасти Кроша и осветить ему путь домой, нужно расставить облака по порядку от 1 до 10. Задание№ 2 (Продолжи логический ряд) Воспитатель: В этом задании вы ребята должны продолжить логический ряд от 1 до 10. Посмотрите 2 облака стоят на своем месте, нам нужно расставить остальные. Возьмите себе по одному облаку и подойдите к доске. У кого облако с цифрой 1и т.д Воспитатель: Молодцы ребята, облака расступились и Крош спокойно может добраться до Земли. Вот солнце и появилось сквозь облака, оно очень яркое, и чтобы у нас не устали глаза, мы сделаем Космическая гимнастика для глаз: Мы звездочку увидали, глазки вверх подняли. Вот звезды полетели, глазки вправо посмотрели. Вот звезды полетели, глазки влево посмотрели. А теперь звезда упала вниз, глазки закрываем, дружно отдыхаем. На память, возьмём с собой фото планеты Венера. Нам пора снова в полет. На экране появляется планета Марс Прямо по курсу планета Марс Марс — таинственная планета. Она по размеру чуть больше Луны. Из-за кроваво — красного цвета. Назвали планету в честь бога войны. На экране появляется планета Марс Марс — это красная маленькая планета, четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Задание №3 «Найди тень» Воспитатель: На планете Марс нашей помощи просит Бараш. Марс полон таинственных загадок и до того как ученые узнали что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа-марсиане. Барашу от этого страшно, он видит загадочные тени марсиан. Давайте ему покажем настоящих марсиан, он увидит, что они дружелюбные, перестанет бояться и они ему покажут путь домой. Вы должны правильно найти тень марсианина, который вам достался и назвать его тень по счёту. Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Так быстро справились с заданием, и получаем фото планеты Марс. А теперь прошу Вас пристегнуть ремни, мы с вами отправляемся на планету Юпитер. На экране появляется планета Юпитер Юпитер — царь планет! Уж очень он тяжел. И медленно плывет. А наступить ногой, Так просто невозможно, Ведь это жидкая планета И утонуть в ней можно! На экране появляется планета Юпитер Это самая большая, пятая планета Солнечной системы. Состоит из газа и называют его газовый гигант. Юпитер –гигантский шар состоящий из жидкости и газа. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров. Воспитатель: Ребята, на этой планете оказался Копатычи он с надеждой ждет вашей помощи. Юпитер хитрая планета и очень быстрая, чтобы с неё выбраться, необходимо ускорение. Давайте научим Копатыча делать упражнения с ускорением, так он сможет выбраться с Юпитера. Физминутка «Я ракета» Воспитатель: Ребята, я думаю Копатычу теперь легко удастся вернуться на Землю. Амы получаем фото планеты. Воспитатель: Молодцы ребята, мы смело отправляемся дальше на планету Сатурн На экране появляется планета Сатурн У каждой планеты есть что-то своё, Что ярче всего отличает её. Сатурн непременно узнаешь в лицо - Его окружает большое кольцо. Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос: Когда-то давно там замёрзла вода, И кольца Сатурна из снега и льда. Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Ее удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп- это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только это не сплошной диск, а тысячи мелких камней, осколков, астероидов и пыли. Воспитатель: На планете оказался Лосяш и ему трудно пробраться назад сквозь это кольцо. Мы должны ему помочь, научить его ориентироваться в пространстве, для этого нам нужно выполнить задание, расположить верно, предметы на листе. Лосяш, научится ориентироваться и сможет выбраться. Задание № 4 «Ориентировка на листе» Воспитатель: Расположите в центре листа телескоп, в правом верхнем углу метеорит, в левом верхнем углу спутник, в левом нижнем углу комету, в правом нижнем углу созвездие медведицы. Воспитатель: Молодцы! Вы выручили Лосяша, и он скоро увидит своих друзей. Забираем фото планеты и летим дальше. Воспитатель: Ребята, мы приближаемся к группе холодных планет: Уран, Нептун, Плутон. Здесь холодные миры. Света нет и нет жары. Вечная зима и ночь. Захотелось сразу прочь. Скован льдом Уран, Нептун, И на Плутоне колотун! На экране появляется планета Уран Уран-это таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит как круглый с ровной поверхностью мячик. Воспитатель: На этой планете оказался Ежик. Он замерз до кончиков своих иголок и надеется, что помощь придет к нему как можно быстрее. Мы сможем помочь Ежику вернуться домой если поиграем с планетой Уран и ответим на его занимательные вопросы. Ведь это не простой, а самый любознательный мяч на свете. Задание № 5 «Вопрос — ответ» с мячом. (что бывает круглым, квадратным, овальным, треугольным, прямоугольным) Воспитатель: Молодцы! Вот и Ежик спасен и уже очень скоро будет в теплом домике рядом со своими друзьями. Получаем фото планеты. Мы смогли помочь почти всем попавшим в беду Смешарикам. Остались только Кар Карыч и Совунья. Отправляемся дальше. На экране появляется планета Нептун Планета Нептун от Земли далеко, Увидеть ее в телескоп нелегко. От Солнца по счету планета восьмая, Царит на ней вечно зима ледяная. Нептун, это восьмая по счету ледяная и очень холодная планета. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, что даже газ превращается в лед. На этой планете нашей помощи ждет Кар Карыч. Чтобы Кар Карыч вернулся на Землю, нам необходимо выполнить интересное задание «Верно-не верно» Задание №7 «Верно-не верно». Верно ли, что на планете Нептунможет пойти дождь? Почему? (нет, там очень холодно и может идти только снег) Верно ли, что если медведь попадет на планету Нептун, он будет там всё время спать? Почему? (зимой медведи впадают в спячку) Верно ли, что на планете Нептун, все могут ходить по воде? Почему? (верно, потому, что вода замерзает и превращается в лёд) Верно ли, что на планете Нептун сок едят как мороженое, а не пьют? Почему? (верно, потому что сок замерзает) Воспитатель: Ребята, Кар Карыч передает вам благодарность за помощь и просит сообщить, что он уже на пути к дому, и оставил нам фото планеты. Воспитатель: А нам с вами предстоит отправиться на планету Плутон. На этой планете нас ждет Совунья. На экране появляется планета Плутон Несётся в пространстве далёкий Плутон, Он Солнца лучами едва освещен. А чтоб не скучал в одиночестве он, С ним спутник летит под названьем Харон. Плутон самая удалённая от Солнца планета. Это самая холодная и очень маленькая планета. Когда-то эта планета была девятой по счёту и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты. Теперь ее называют карликовой планетой. Воспитатель: Ребята, самая маленькая планета оказалась самой хитрой планетой и чтобы освободить Совунью, для нас подготовлено непростое испытание. Ну, Плутон не знает, какие наши ребята молодцы и как быстро они справляются со всеми испытаниями. Задание № 8 «Размести планеты, в соответствии с цифрой» Воспитатель: Ребята выберите себе планету с цифрой и подойдите к коврику с соответствующей цифрой. Разместите маленькие планеты в большой, так чтобы цифра совпадала с количеством планет. Воспитатель: Ребята, вот и Совунья отправляется домой. А мы получаем фото планеты. Вы такие молодцы мы с Вами побывали на всех планетах солнечной системы и справились со всеми заданиями. Воспитатель: Нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад. Отправляемся в обратный путь. Ракета готова к запуску, запускаем двигатели, начинаем обратный отсчет. Ребята, помогайте мне! 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск! Воспитатель: Вот мыи дома, мы побывали с вами в виртуальной экскурсии в космосе, а сейчас мы с вами разместим планеты на нашей интелект- карте. Но сначала давайте вспомним и назовем все планеты по порядку. «Планеты» По порядку все планеты Три- Земля, Семь-Уран, И девятая планета Рефлексия Воспитатель: Вам понравилось путешествие? А помогать тому, кто в беде? На какой планете больше всего понравилось. (Ответы детей). Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Помогли всем Смешарикам вернуться на Землю. Звучит музыка, на экране появляются все Смешарики. Крош: Дорогие ребята, огромное Вам спасибо за то, что вы вовремя пришли нам на помощь и не побоялись страшного холода, неизведанных и таинственных планет и помогли нам вернуться домой.
|