|  Автор работы: Бариева Сусанна Энверовна Место работы: ДОУ  №16 «Алёнка»,
 Республика Марий Эл, г.Волжск
 Цели: ОО «Познание»:  Дать детям представление о Солнечной системе (солнце, планеты, их месторасположении).
 ОО «Художественное творчество»:  Продолжать освоение техники рельефной лепки, создавая рельефную картину, включающую космические объекты: Солнце, планеты. Напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально-цветового решения. Развивать чувство композиции.
 ОО «Социализация»: Воспитывать интерес к сотворчеству.
 Методические приёмы: Игровой момент: полёт на ракете в космос, объяснение, рассматривание,  вопросы воспитателя к детям, ответы детей, физкультминутка «Мы космонавты», практическая работа детей, напоминание, создание коллективной композиции, анализ.
 Материал:  плакат с изображением солнечной системы, ракета, иллюминатор, фотографии размера А-4 с изображением планет солнечной системы, картина-основа с нарисованными на нем орбитами и «вылепленным» солнцем, подносы, пластилин разных цветов, дощечки (по количеству детей), салфетки.
 Словарь: Солнечная система, планета, звезда, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита.
 Воспитатель: Каждый год 12 апреля наша страна и все люди, живущие на планете Земля, отмечают большой праздник – День космонавтики. В этом году исполняется пятьдесят  лет, как первый в мире летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил героический полет в космос. Юрий Алексеевич Гагарин облетел нашу планету  за 108 минут.
 Планета Земля входит в состав Солнечной Системы. Ребята, а вы знаете, что такое Солнечная Система?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Чтобы узнать, что такое Солнечная система, нам нужно побывать в космосе.
 Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?
 Воспитатель: На каком транспорте туда можно полететь? (На ракете.)
 Воспитатель: Кто управляет космическим транспортом? (Космонавты.)
 Воспитатель: Давайте представим,  что мы космонавты.
 Ждет нас быстрая ракета
 Для прогулок по планетам
 На какую захотим
 На такую полетим!
 Садимся в ракету (стульчики расставлены в виде ракеты), занимаем кресла, пристёгиваем ремни. (Воображаем.)
 Воспитатель: Все готовы? Начинаем отсчёт от десяти до одного!
 Воспитатель и дети (вместе): Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! Старт!
 Включается аудиозапись шума взлетающей ракеты. Совершается полёт.
 Воспитатель:  Вот ракета зашумела, все громче и громче, потом оглушительно заревела , шевельнулась и плавно пошла вверх. Мы в открытом космосе, давайте посмотрим в иллюминатор, перед нами Солнечная Система.
 В пространстве космическом воздуха нет.
 И кружат там девять различных планет,
 У каждой планеты свой собственный путь.
 Нельзя ей, поверьте с орбиты свернуть,
 Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
 По - разному все они Солнцем согреты.
 Воспитатель: Ребята,  что находится в центре Солнечной системы?
 Сережа: В центре Солнечной системы находится Солнце.
 Воспитатель: Ребята, а Солнце какое?
 Ответы детей.
 Воспитатель:   Солнце – это звезда, которая представляет собой огромный раскаленный шар. Его свет настолько ярок, что мы, находясь от солнца на большом расстоянии,  не можем смотреть на него, не защитив глаза солнечными очками.
 А теперь поближе познакомимся с планетами.
 Первая планета   Меркурий – это  самая маленькая планета Солнечной системы, она ближе всех расположена к солнцу. Какого цвета планета Меркурий?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Планета Меркурий серо-зелёного цвета.
 Вторая по счёту планета – Венера.
 На что похожа эта планета?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Планета Венера жёлто-оранжевого цвета, похожа на апельсин.
 Третья планета Солнечной системы – Земля. Какие цвета вы видите на ней?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Правильно, ребята. Коричневый цвет – это материки, голубой – это моря и океаны, белый - это льды Северного и Южного полюсов.
 Четвертая планета – Марс - его поверхность покрыта песком, поэтому он светло-коричневого, песочного цвета.
 Пятая планета самая большая  – Юпитер.
 Какого цвета Юпитер?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Планета Юпитер серого цвета  с оранжево-молочными полосками.
 Шестая – планета Сатурн.
 Планета кольцами окружена,
 И этим отличается она.
 Седьмая планета –  Уран.  Какого она цвета?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Планета Уран сине-зелёная.. Можно сказать, она бирюзового цвета.
 Восьмая планета Нептун.
 Какой цветовой гаммы планета Нептун?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Планета Нептун синего цвета.
 Последняя девятая планета – Плутон - серого цвета.
 Воспитатель: Сколько планет входит в Солнечную систему?
 Ответы детей.
 Воспитатель: Правильно, ребята, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
 Воспитатель: С Солнечной Системой познакомились, летим в детский сад.
 Включается аудиозапись шума летящей ракеты.
 Воспитатель: Мы подлетели к Земле.  Вот мы и дома. Прошу всех отстегнуть ремни,  выйти. Долго мы с вами летали, и даже немного устали. Я вам предлагаю размяться.
 Раз-два, летит ракета (поднимают  руки вверх)
 Три-четыре, вот и дом (разводят руки в стороны)
 Чтобы долететь до Солнца (делают круг руками)
 Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой)
 Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
 Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
 Подлетели мы к Земле (Разводят руки в стороны)
 Ей передаём привет (дети поднимают руки вверх и машут руками)
 Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Вы хотите создать Солнечную систему своими руками, чтобы потом рассказать друзьям и родителям о нашем путешествии?  Тогда подойдите к столу. Перед вами космическое пространство,  в центре которого находится Солнце. Нам нужно изготовить и расположить вокруг него планеты Солнечной Системы. Изготавливать мы их будем из пластилина. Кто хочет слепить Меркурий? Кто Венеру? И.т.д.
 Детям предлагается выбрать поднос с Планетой, которую они хотят лепить.
 Дети проходят за столы.
 Воспитатель вывешивает растяжку с фотографиями планет.
 Вопросы воспитателя к детям: Ребята, а какой формы планеты?
 Что нам нужно скатать, чтобы получилась Планета?
 Чтобы передать характерный цвет каждой Планеты, нужно смешать пластилин разных цветов. Приступаем к работе.
 Практическая работа детей.
 Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к картине с изображением космического пространства и разместим на ней наши планеты. Сережи, ты какую планету слепил?
 Сережа: Меркурий.
 Воспитатель:  Планета Меркурий – самая близкая к  Солнцу, поэтому мы её разместим на первой орбите.  и т.д.
 Аналогичная работа проводится с остальными Планетами.
 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная Солнечная система у нас  получилась – настоящая пластилиновая картина!
 Ребята, вам понравилось наше путешествие?
 Где мы сегодня побывали?
 Что мы с вами видели?
 Я надеюсь, что вы надолго запомните наше космическое путешествие, а эта картина вам будет напоминать о нём.
 |