Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»
День космонавтики
Автор: Зубова Светлана Михайловна   
20.02.2015 16:00
Тема: «Космическое воспитание в педагогике М. Монтессори»

Космическое воспитание - что за странное название раздела в методике М. Монтессори в нашем детском саду? ( Дети попросту называют его «Космос»). Можно подумать речь идёт о звёздах планетах и спутниках. Не совсем. Нельзя так же сказать, что это природоведение. Центральная идея космического воспитания - познание человека во всём многообразии и сложности, его место в культуре, истории, природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, мой детский сад. Макрокосмос - это тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее всё, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймёт, что развитием необходимо управлять сознательно.

Такова философская основа мета предмета «КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ». Среди русских философов, проповедовавших идею «космизма» можно назвать Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского. Этими идеями увлекался и Лев Николаевич Толстой. Мария Монтессори предала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми. Научить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь её, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, необходимо основываться, прежде всего, на том, что бы сохранить и поддержать детское восприятие мира, как единое целое, оставшееся у ребёнка с младенческого возраста. Малыш не хочет ждать, когда ему принесут сведения о животных, растениях, позволят сделать опыты по физике, а про звёзды расскажут в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять- семь лет всё это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, физика, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за поведением кошки и Солнцем. Разумеется, взрослые не в силах ответить на каждый вопрос ребёнка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда ребёнок научиться, в большинстве случаев, обходиться без взрослой опеки и контроля.

Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: педагог рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок, отгадыванием загадок и кроссвордов, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчётом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное значение, так как одна из идей курса- личное проживание смыслов урока. Память о них собственные учебники, рисунки, доклады, модели на полках, афиши спектаклей и выставок.

Презентации в разделе «Космическое воспитание»

Животные разных континентов.

Возраст: 5-7 лет.

Цель: Познакомить детей с различными животными разных континентов. Учить соотносить животное с местом его обитания.

Материал: Карта континентов, животные разных континентов в корзинке, карточки с названиями животных.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку познакомиться с новым материалом. На ковре выкладывается большая карта континентов и животные. Педагог обводит один континент по контуру и называет: -Это Евразия. На ней живут: Медведь (педагог находит в корзинке медведя и ставит его на континент, затем ищет надпись «медведь» и подкладывает под фигуркой. заяц, и т.д. Педагог поочерёдно выставляет всех животных проживающих на одном континенте. В конце презентации педагог обводит континент рукой: Эти животные живут на континенте- Евразия.

Примечание: За одну презентацию педагог знакомит детей с животными только одного континента.

Проверка: визуальная, цифры и цвет на фигурке животного должен совпадать с цифрой на подписи к нему.

Планеты солнечной системы.

Возраст: 6-7 лет.

Цель: Знакомство с понятием «Солнечная система», с планетами и их расположением относительно Солнца и Земли.

Материал: Шары различных размеров, шнурки по кол-ву орбит, карточки с названиями планет, проверочная карта.

Презентация: Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладываются все шнурки согласно размеру их диаметра. Затем в центре ставится большой шар «Солнце». А на каждый шнурок «орбиту» выкладывается шарик с соответствующим номером, который есть и на шнурке- «орбите». Затем под каждую «планету» подкладывают надпись с названием планеты. Это - Земля, Это - Марс, Это- Юпитер. Наверху в центе коврика выкладывают надпись «Планеты Солнечной системы»

Примечания: На первой презентации знакомят детей с планетой- Земля и ещё 2 любыми планетами. Затем, на следующих презентациях, прибавляют ещё по две планеты.

Круглый год.

Возраст: 4-5 лет.

Цель упражнения: Изучение категории времени. Цикличность времён года.

Материал: Круг, разделённый на 4 сегмента разного цвета, карточки с названиями времени года и месяцев, деревья в различных «нарядах». Нитка с бусинами по кол-ву дней в году( разделённая на 4 цвета). Сегменты разных цветов по кол-ву месяцев в году.

Описание работы: Ребенок кладёт перед собой поднос с материалом. Педагог предлагает ребёнку, познакомится с новым материалом. На коврике выкладывается круг, разделённый на 4 сектора, 4 цветов. Затем педагог предлагает ребёнку назвать времена года и показать их на круге, обозначая каждое время года деревом и карточкой с названием времени года.

Затем, педагог выкладывает на каждом секторе времени года, месяц обозначенный треугольником такого же цвета и подкладывает надпись с названием месяца. В конце презентации педагог находит надпись «год» и кладёт её в центе круга.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год