«Идеальный портрет личности педагога-дефектолога» |
Дефектология | |
Автор: Заводовская Ольга Владимировна, Курлаева Елена Анатольевна | |
12.08.2025 08:51 | |
«Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.» Конфуций Актуальность темы статьи обусловлена тем, что не существует профессионального стандарта дефектолога. Соответственно нет единой системы профессионально важных качеств дефектолога. Существуют юридически оформленные документы, такие как профессиональные стандарты, федеральные государственные общеобразовательные стандарты. Именно они диктуют будущим профессионалам, какими личными качествами нужно обладать, какие задачи им требуется выполнять и на каком уровне. Однако на подготовку будущего специалиста оказывает влияние не только изучение различных документов, общих и специальных дисциплин, но и уровень их понимания, усвоения, образованности, психологическая направленность и особенности личности каждого студента. Профессия педагога-дефектолога является востребованной, она требует серьезной подготовки специалистов. Подготовка компетентного педагога дефектолога — одна из актуальных проблем современного образования. Цель заключается в определении идеального портрета личности педагога-дефектолога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним. Представления о личностных качествах, необходимых для педагога- дефектолога формировались с течением времени. Изначально они высказывались отдельными учеными как определенные требования. В начале ХХ в. стали появляться первые работы, направленные на исследование личностных качеств, необходимых педагогу-дефектологу в его профессиональной деятельности. Стоит также отметить, что в начале 20-х гг. ХХ в. к абитуриентам, которые хотели поступить на дефектологический факультет, предъявлялись особые требования. Так, поступающий должен быть полностью здоров физически и психически, т.е. в то время осуществлялся профессиональный отбор, отсутствующий в настоящее время. В 1975 г. А.И. Живина в своем педагогическом исследовании систематизировала и обобщила опыт профессиональной подготовки специалистов в 70-х годах В данном исследовании она рассмотрела требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки педагога-дефектолога. Эти требования включали в себя владение такими областями знаниями, как педагогика, неврология и психопатология, специальная психология, специальные методы обучения и воспитания аномальных детей, а также практическую подготовку, цель которой была формирование профессиональных качеств учителя-дефектолога В 1982 г. в Министерстве высшего образования СССР был разработан документ «Квалификационная характеристика учителя-дефектолога по специальности “Дефектология” (31 декабря 1982 г., № 1320)». В данном документе приводился перечень требований к профессиональному образованию педагогов-дефектологов на дефектологических факультетах 16 педагогических вузов страны. Помимо требований к необходимым знаниям и умениям дефектолога, там также содержался перечень нравственных качеств, которыми должен обладать выпускник Значимые изменения произошли в подходе к высшему дефектологическому образованию в период с 1994 г. по 2005 г. В это время было разработано три поколения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1995, 2000, 2005). Они были вариативнее в своих учебных планах, учитывали специфику подготовки специалистов в вузах, а также учитывали запросы отдельно взятого региона, вуза, студента. Стандарты для специалистов дефектологов профиля определяли, обобщали и уточняли различные аспекты становления будущего профессионала. Современное общество стремится к инклюзии, уделяя большое внимание обеспечению равных возможностей для каждого человека, вне зависимости от его особенностей. В этом контексте роль педагога-дефектолога становится особенно значимой. С каждым годом увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями, что требует высокого профессионализма и умения адаптировать образовательную среду к индивидуальным возможностям каждого ребенка. Общество требует от специалиста творческого и нестандартного мышления, самостоятельности в получении новых необходимых знаний. Предполагается, что выпускник свободно ориентируется в своей профессии, а также способен работать на стыке разных специализаций. Это также и относится и к педагогу-дефектологу, который, к примеру, должен обладать знаниями не только олигофренопедагогики, но и специальной психологии и логопедии, более того, о него требуется усвоить эту информацию в сжатые сроки. От качества подготовки кадров зависит качество образования, поэтому методы преподавания в вузах направлены не столько на передачу профессиональных знаний, сколько на развитие самостоятельности студентов в обучении. Сам же труд дефектолога требует поддержания общего здоровья организма, т.е. как физического, так и психического. В исследовании И.Н. Нурлыгаянова и Л.Ф. Хайртдиновой, направленном на определении образа педагога-дефектолога, на основе опросов и анкетирования студентов и преподавателей были определены ПК, которыми должен обладать дефектолог:
Таким образом, на основе теоретического материала, мы можем увидеть сходства в определении списка необходимых ПК для педагога-дефектолога разными исследователями. Профессионально значимые качества – это такие качества субъекта трудовой деятельности, позволяющие успешно ей обучаться и эффективно реализовывать.
Совершенствование профессионально значимых качеств педагога- дефектолога — это непрерывное и систематическое повышение квалификации и переподготовки, для того чтобы оказывать своевременную помощь детям с ОВЗ. Развитию профессионально значимых качеств способствуют личностные качества педагога-дефектолога, готовность постоянно учиться и совершенствовать свои навыки Под формированием профессионально значимых качеств дефектолога мы понимаем условия образовательного процесса в вузе. Условия для эффективного формирования ПК:
Существуют требования к профессиональной подготовке педагога-дефектолога. Специалист в данной области должен хорошо знать:
-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения. Педагог-дефектолог должен уметь:
-проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам. Эти требования формируют компетентность педагога-дефектолога. Педагог-дефектолог играет ключевую роль в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Уникальность профессии состоит в сочетании профессиональных знаний, этических норм и личностных качеств, которые позволяют эффективно помогать детям развиваться. Давайте рассмотрим какими личностными качествами должен обладать педагог-дефектолог. 1. Знания и профессиональные компетенции Идеальный педагог-дефектолог обладает глубокими знаниями в следующих областях: - Специальная педагогика и психология. Понимание психофизиологических особенностей детей с ОВЗ, их возможностей и ограничений. - Методы коррекционной работы. Использование специализированных техник для обучения и развития детей. - Правовое обеспечение. Знание нормативных документов, регулирующих права детей с ОВЗ, и организацию их обучения. - Инновационные ресурсы. Умение применять современные технологии и адаптивные образовательные средства. 2. Личностные качества Идеальный педагог-дефектолог должен обладать следующими качествами: - Эмпатия. Умение чувствовать и понимать состояние ребенка, его эмоции и потребности. - Терпение. Работа с детьми с ОВЗ может быть длительным и кропотливым процессом, требующим выдержки. - Толерантность. Принятие детей с их индивидуальными особенностями без критики и осуждения. - Коммуникабельность. Способность находить подход не только к детям, но и к их родителям и коллегам. - Ответственность. Понимание важности своей роли и готовность брать на себя обязательства за результаты своей работы. 3. Этика и профессиональная культура Этический кодекс педагога-дефектолога включает принципы, которые обязательно должны соблюдаться: - Конфиденциальность. Сохранение в тайне информации о детях. - Равноправие и уважение. Уважение прав каждого ребенка. - Самосовершенствование. Постоянное развитие, изучение новых методик и технологий. 4. Адаптивность и стрессоустойчивость Работа педагога-дефектолога часто сопряжена с трудностями, включая эмоциональные нагрузки, сложные случаи взаимодействия с детьми и их семьями. Таким образом профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Идеальный педагог-дефектолог – это человек, сочетающий в себе профессионализм, доброту и тягу к саморазвитию. Его миссия заключается в том, чтобы помогать детям с ОВЗ раскрывать свои возможности, социализироваться и чувствовать себя полноценными членами общества. Только при соблюдении всех перечисленных профессиональных и личностных требований педагог-дефектолог сможет успешно реализовать свою роль. Путь к созданию идеального портрета педагога-дефектолога – это непрерывная работа над собой, совершенствование профессиональных качеств и любовь к детям, для которых этот специалист становится проводником в мир знаний.
|