Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»
Дефектология
Автор: Дряницына Наталья Юрьевна   
01.06.2024 08:39

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки»

Главной функцией пространственного мышления являются воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед — назад, вверх — вниз, налево — направо), расстояниях (близко — далеко), отношениях (ближе — дальше), местоположении (в середине), протяженности объектов пространства (высокий — низкий, длинный — короткий).

Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено трудами Г. Экаена, М. С. Лебединского, А. Р. Лурия и других исследователей. Учеными Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым и другими была выявлена взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

 

Пространственные представления, как и другие психические процессы, активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад.

Ответственными за выполнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. В целом пространственные действия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание деффицитарных функций с сохранными. ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. У детей отмечается значительное отставание психических процессов от нормы и серьезные недостатки в познавательной и речевой сфере. Отмечается недостаточное формирование пространственных представлений, связанные с особенностями развития детей с данной патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ЗПР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них восприятие целостного образа предмета: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.

Целевая аудитория.

Дидактическое пособие ориентировано на детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития.

Назначение дидактического игрового пособия.

Дидактическое пособие помогает ребенку:

  1. развивать мелкую моторику;
  2. развивать интеллектуальное мышление, память, внимание;
  3. ориентировка в пространстве.

Цель игры: развитие наблюдательности, логического мышления, ориентировки в пространстве.

Задачи:

  1. развивать концентрацию и объем внимания;
  2. формировать и развивать умения работать по образцу;
  3. упражнять в пространственной ориентировке.
  4. развивать логического мышления, память, внимание.
  5. стимулировать зрительный анализаторы.
  6. развивать мелкую моторику рук.

Использовать дидактическую игру можно:

  • индивидуально
  • как самостоятельную детскую деятельность по образцу.

Дидактический материал:

Пособие представляет собой:

  • пластиковые крышечки со стрелками.
  • образцы.

Дидактическое игровое пособие является частью РППС группы № 13 «Грамотейки» и отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.

Игровое пособие стимулирует: познавательную, мыслительную деятельность, двигательную детей.

Примерные варианты игровых заданий:

А) «Выложи по образцу» (простой вариант)

Ход игры: Ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу.

Б) «Выложи по образцу» (усложненный вариант)

Ход игры: ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу, а далее выложить заданные предметы согласно направлению стрелок.

В) «Выполни согласно словесной инструкции»

Ход игры: педагог дает словесную инструкцию направления стрелок, ребенок выполняет задание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год