Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старших дошкольников с задержкой психического развития
Дефектология
Автор: Карпикова Елена Алексеевна Мухамадеева Альбина Давлетовна Замотаева Екатерина Юрьевна Александрова Надежда Викторовна   
21.10.2023 11:02

Особенности психолого-педагогической коррекции внимания старшихдошкольников с задержкой психического развитияОсобенности психолого-педагогической коррекции внимания старшихдошкольников с задержкой психического развития

Благодаря многочисленным психолого-педагогическимисследованиям и практическим разработкам (Т. А. Власова, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, В.П. Мусина, А.Р. Лурия и др.), воспитаниеиобучениедетей с ЗПР имеет значительный набор средств, способов, приемов развития, управления и организациивнимания. Представители коррекционной педагогики считают, что чем раньше начата коррекционная работа, тем больших результатов в исправлении тех или иных нарушений можно достичь, а также предотвратить будущие осложнения от нескорректированных нарушений. Кроме того, развивая внимание дошкольника, педагогтакжевлияет на повышение эффективности многих познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления. [1].

Главной целью коррекционной работы, направленной на развитие внимания старших дошкольников с ЗПРявляется формирование его свойств, а также произвольного вида данного познавательного процесса. Организация психолого-педагогической коррекции внимания опирается на следующие основные принципы:

 Скачать конспект

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач – отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. В этой связи следует помнить, что отставание в формировании отдельных свойств внимания закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии других. Поэтому при определении целей и задач коррекционной работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и конкретными трудностями, а оптимизировать процесс за счет интенсификации сильных сторон внимания посредством механизма компенсации. Любое коррекционное воздействие на то или иное свойство внимания должно быть направлено не просто на коррекцию недостатков в его развитии, но и на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей внимания в целом[2].

Условиями развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР будут являться следующие:

  • привычные и комфортные условия работы
  • исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей
  • организация и стимулирование педагогом активной самостоятельной и творческой работы обучающихся
  • развитие наблюдательности (путем повторений и упражнений) как основы произвольного внимания
  • обучение ребенка рассуждать вслух, т.е. называть то, что он должен держать в сфере своего внимания
  • развитие навыков самоконтроля (как элемента произвольного внимания) путем соблюдения четкого порядка действий контроля и требования следовать этому порядку
  • психическое состояние ребенка (отсутствие эмоционального возбуждения, негативизма, утомленности и т.п.)
  • осознание дошкольником долга и обязанности в выполнении данной деятельности, а также важности и значимости ее результатов
  • увлеченность ребенка изучаемым материалом или предметом деятельности (то, что связано с интересами и потребностями детей, само собой приковывает их внимание)
  • работа должна быть организована педагогом так, чтобы все дети работали внимательно и осуждали тех, кто отвлекается и мешает сосредоточиться другим.

2. Принцип единства диагностики и коррекции– отражает целостность процесса развития внимания ребенка. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития внимания в целом и отдельных его свойств; сделать заключение об их возможных причинах, и на основании этого сформулировать направления, методы и средства коррекционно-развивающей работы[3]. В то же время любая диагностика станет бессмысленна без последующей системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Коррекционно-развивающая работа, в свою очередь, снова потребует контроля динамики изменений свойств внимания дошкольника. Такой контроль, осуществляемый посредством применения различных диагностических методик, позволит внести необходимые коррективы в методы и средства психологического воздействия на ребенка с учетом конечной цели – развития внимания старшегодошкольника с ЗПР.

3. Деятельностный принцип коррекции, опирающийся на положения о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип определяет направления проведения коррекционной работы на организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для развития познавательных процессов, в том числе – внимания[4].

Ведущей деятельностью у старшихдошкольников с ЗПР является игровая. Поэтому одним из эффективных методов развития свойств вниманияявляются различного рода дидактические игры и упражнения. Например, большое значение для развития целенаправленности внимания имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы развивать у детей устойчивость, сосредоточенность внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры. В одних надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – использовать сосредоточенность и устойчивость внимания, чтобы заметить и осознать происшедшие изменения. Выполнение корректурных заданий и упражнений способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля[5].

4. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме наряду с признанием факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Из этого следует, что коррекционная работа по развитию свойств внимания старшихдошкольников с ЗПР не может быть унифицированной или обезличенной.

В процессе коррекционной работы обязательным является учет формы и степени тяжести задержки психического развития обучающегося, а такжеиндивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом коррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза коррекционная работа должна, прежде всего, ориентироваться наразвитие навыков само-контроля и регуляции деятельности.

Конкретные рекомендации к психолого-педагогической коррекциисвойств внимания старших дошкольников с ЗПР выражаются в следующем:

  • необходимо усиливать мотивацию обучения
  • проводить специальную работу по развитию отдельных свойств внимания
  • тренировать внимание с помощью системы упражнений, способствующих формированию внимания как особой привычки, черты личности
  • организовать поэтапное формирование у детей действий контроля и самоконтроля
  • сочетать как групповые, так и индивидуальные формы коррекции

- главное в коррекционной работе – учет индивидуальных особенностейобучающихся [1].

Список использованных источников

  1. Алмазова, О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. … канд. пед. наук / АлмазоваО. В. – Екатеринбург, 1997. – 32 с.
  2. Волошин, М.В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой психиатрии и психотерапии в Российской Федерации / М.В. Волошин, Н.В. Вострокнутов, И.А. Козлова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2011. – № 1. – С. 34-38.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. –Москва: АРКТИ, 2015. – 224 с.
  4. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды /А. В. Запорожец. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2016. –287 с.
  5. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образу и словесной инструкции / Г.И. Жаренкова//Дефектология. – 1992. – №4. С. 27-31.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год