Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»
Дефектология
Автор: Мельникова Ирина Валерьевна, Рамазанова Наталия Модестовна, Сандркина Мария Валерьевна   
25.02.2023 16:18

«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений»

«Я пришел к Вам, я Вас вижу, мне с Вами интересно, я даже Вас понимаю, но чего-то… не хватает. Я тоже хочу услышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, Ваш голос. Вы можете мне помочь! Научить меня слышать звуки мира, понимать мою семью и друзей, героев любимых мультфильмов».

Эти мысли буквально можно прочитать по взгляду и движениям ребят, которые приходят в наш детский сад. Эти дети особенные, у них нарушен слух. И мы задались вопросом: как и чем мы можем им помочь? И ответы ищем каждый день. Через общение с ними, занятия, игру.

Так, у нас выстроилась система работы, реализуемая через создание слуховой и речевой среды, подбор эффективных методов и интересных материалов для успешной социализации и компенсации детей с нарушениями слуха, включающая четыре этапа:

 

I этап. Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков. На этом этапе мы учим ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый, учим ребенка различать звуки окружающего мира, определять их количество, длительность звучания, громкость, высоту, направление, учим ребенка различать слова, состоящие из одного, а потом и 2-3 слогов, звукоподражания.

II этап. Различение часто используемых слов и простых фраз. Здесь мы учим ребенка различать имена близких людей, названия частей тела и лица людей и животных, учим различать слова, обозначающие продукты питания, игрушки, домашних и диких животных, предметы посуды, различных видов транспорта, то есть того, что ежедневно окружает ребенка; учим ребенка узнавать на слух словосочетания и короткие предложения.

III этап. Развитие фонематического слуха. На данном этапе учим детей различать резко отличающиеся по частоте звуки, затем сходные по высоте, различать слоги, определять наличие или отсутствие звука в слове, а потом и его местоположение, учим подбирать картинки, названия которых начинаются на заданный звук.

IV этап. Распознавание устной речи, в ходе которого обогащается пассивный словарь ребенка существительными, глаголами, прилагательными и другими частями речи, развиваются грамматические представления на слух, учим понимать вопросы на слух и затем самостоятельно их задавать, понимать многосоставные инструкции, небольшие монологи, в целом устную речь.

В ходе работы, мы отметили, что детям с нарушениями слуха тяжело понимать и усваивать временные понятия: минута, час, день, неделя, месяц, год. Поэтому, нами разработан и внедрен долгосрочный проект «Я учусь слышать времена года!», целью которого стало знакомство детей с нарушениями слуха с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени, имеют длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Чтобы овладеть данными понятиями, детям нужно пройти все этапы развития слухового восприятия. К каждому этапу систематизированы картотеки игр и упражнений:

На I этапе задания направлены на различение неречевых и речевых звуков, звукоподражаний в различное время года: осенью – шуршание листьев, звуки дождя, зимой – завывание ветра, скрип шагов по снегу, весной – капель, журчание ручья, голоса птиц, летом – шум моря, голоса детей на улице. Так, например, это может быть упражнение «Угадай время года» через прослушивание звуков природы в течение нескольких занятий, а затем распознавание. Начинаем с дифференциации двух времен года, затем добавляя по одному еще два. Или отдельно примету, как в упражнении «Дождик» — услышать ритм и его повторить.

На II этапе к каждому времени года подбирается словарь наиболее часто используемых слов и фраз: например, ребенок собирает разрезную картинку и называет слова, которые больше употребляются к слову «осень» – лист, листья, листопад, листья желтеют и опадают, тучи, часто идет дождь, лужи, зонт, грибы, ягоды, лес и так далее. Каждое слово повторяется много раз в различных упражнениях, например, «Посчитай» — один лист, два листа, три листа и т.д.

На III этапе ребенок учится слышать, понимать и правильно произносить слова, связанные с временами года, делить их на слоги, определять последовательность слогов и звуков. Например, на видео девочка делит слова «сне-го-вик» и «зи-ма» на слоги, одновременно отхлопывая в ладоши.

На этапе распознавания устной речи, мы учим детей слышать и самостоятельно составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты о различных явлениях в разное время года.

Отвечая на запрос ребенка, мы ответим, что хотим помочь ему слышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, мой голос, слышать звуки мира, научим понимать его семью и друзей, героев любимых мультфильмов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год