Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс дефектолога для педагогов ДОУ «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»
Дефектология
Автор: Янбухтина Ольга Викторовна   
05.12.2022 09:50

Мастер-класс дефектолога для педагогов ДОУ «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»Мастер-класс дефектолога для педагогов ДОУ «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ, специалисты.

Цель: знакомить педагогов с методами и приемами развития памяти у дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

  • раскрыть актуальность развития памяти у дошкольников;
  • особенности развития памяти у дошкольников с ОВЗ;
  • представить свой опыт работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с ОВЗ.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня тема нашего мастер-класса «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений».

 

Скачать презентацию

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют четыре вида памяти по характеру психической активности:

  • двигательная (или моторная) память воспроизведение различных движений
  • образная память (зрительная, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная)
  • эмоциональная память — это, как понятно из названия, память на эмоции и чувства
  • словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Этот вид памяти эволюционно возник из образной памяти (звуковой).

Память разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию, а другая к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно.

Иногда, без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какого-либо события. Такая память носит название непроизвольной.

Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант лучше запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда он ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить ребенка запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Как развивать память у ребенка? можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов — все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому развивать память ребенка нужно в игре. Я хочу предложить вам игры, в которые можно использовать с ребенком дома. Часть игр не требуют никакой подготовки, их можно изготовить самостоятельно из бросового материала, без материальных затрат. В дальнейшем вы самостоятельно можете придумать свои игры и поделиться своими идеями с нами. Многие игры мы попробуем проиграть вместе с вами.

Для развития зрительной памяти предлагаю следующие игры:

«Разведчик (и)» или «Фотограф (ы)»

Может участвовать один или несколько детей. Игру можно провести и на детском празднике.

Вам потребуется салфетка (платок), игрушки либо любые другие предметы.

В среднем, ребенок может запомнить в:

4 – 5 лет 6 предметов или картинок;

5 – 6 лет 8 предметов или картинок;

6 – 7 лет 10 предметов или картинок.

- Давайте поиграем.

- Представим, что вы разведчики. А вы знаете, что разведчик должен быть очень внимательным, у него должна быть хорошая память? Давайте проверим, какие вы хорошие разведчики.

- Посмотрите на игрушки. Запомните их (машинка, мячик …), (закрываю салфеткой), назовите игрушки, которые вы видели (открываю салфетку).

Игра «Фотограф» проводится так же, только детям предлагают не запомнить, а сфотографировать игрушки.

Можно изменить игру. Например, предложить закрыть детям глаза — убрать игрушку или поменять игрушки местами, убрать салфетку и спросить: «Какая игрушка исчезла» или «Что изменилось?».

Дети очень хорошие коллекционеры, очень часто они собирают разные игрушки. Например, из киндер-сюрпризов. Можно эти игрушки использовать для игры «Разведчики» и «Фотографы» (показ игрушек из киндер-сюрпризов).

У многих дома есть игра «Лото». Для тренировки запоминания изображений можно использовать картинки из нее. Сначала можно использовать картинки только одной группы, например, «животные», а затем – разнородные. Можно так же организовать игру «Назови одним словом» и «4-ый лишний».

Следующая игра

«Пуговицы»

Эту игру легко можно изготовить самостоятельно. Нужны пуговицы и поля в клеточку по числу игроков. Поле может быть 3 * 3 клеточки и более. Я вам предлагаю поиграть на игровых полях 4 * 4 (раздаю поля и пуговицы).

Ведущий выкладывает пуговицы на поле, игроки смотрят, запоминают расположение пуговиц. Ведущий закрывает поле экраном. Игроки выкладывают пуговицы. Затем проверяют результат по образцу. Можно изготовить карточки с образцами. В этой игре может участвовать вся семья.

Игра для тренировки зрительной памяти «Повтори рисунок». Давайте, попробуем. Посмотрите внимательно на рисунок, запомните и повторите его. Детям можно предложить сначала 2-3 фигуры, а затем задание усложнить, добавляя по одной фигуре.

Можно предложить ребенку рассмотреть любую иллюстрацию к книге, при чтении или просто картину (картину «Зимние забавы»). Запомнить ее, перевернуть и задать к ней вопросы. Например:

Какое время года изображено на картине?

Сколько детей изображено на картине?

Сколько мальчиков (девочек)?

Как одеты дети?

Что делают дети?

Перейдем к слуховой памяти. Этот вид памяти у детей чаще всего развит хуже у детей и требует особого внимания.

Можно предложить ребенку игру «Запомни слова».

Как и изображения, в среднем ребенок может запомнить в возрасте:

4 – 5 лет 6 слов;

5 – 6 лет 8 слов;

6 – 7 лет 10 слов.

Слова для запоминания следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть ему понятны. Слова произносят медленно, четко. Давайте, попробуем. Представим, что вы дети подготовительной группы и я вам предложу 10 слов.

Инструкция. Послушайте внимательно слова, запомните их и назовите. В данном случае, запишите. Слова: дом, цветок, собака, дерево, карандаш, стол, книга, машина, солнце. Если ребенок запоминает 7 – 8 слов, то это хороший результат.

Можно предложить ребенку запомнить пары слов, близких по смыслу, «смысловое запоминание». Взрослый читает пары слов, ребенок запоминает. Затем взрослый читает одно слово из пары, ребенок называет второе. Например: ночь – луна, спички – костер, солнце – лето, стебель – цветок, пирог – еда, музыка – песня.

Механическое запоминание это более сложное. Взрослый называет пары слов, которые на связаны по смыслу. Затем называет одно слово из пары, а второе называет ребенок. Например: воде – стул, ботинки – тарелка, лист – камень, яблоко – машина, рука – улыбка.

Для развития слуховой памяти важно разучивание стихов, чтение ребенку текстов с последующим пересказом.

Если ребенок испытывает трудности при запоминании стихов и текстов, можно подключать приемы запоминания с учетом особенностей ребенка. Если у ребенка хорошо развита двигательная память, то можно использовать движения при заучивании. На этом основана гимнастика для пальчиков и рук. «Замок», «Капуста».

Есть дети, у которых лучше развита зрительная память, тогда можно использовать пиктограммы. Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ, знак) определённого слова. Ребенок слушает стихотворение или текст и выполняет простые рисунки для запоминания. Затем при просмотре он легче припоминает стихотворение (текст), так как опирается на зрительную память. Познакомьтесь с примерами пиктограмм к стихотворения. Попробуем сами (осень).

Игры для развития двигательной памяти.

Игра «Ладошки». Запомни движения, повтори.

Игра «Зеркало». Один ведущий, остальные – «зеркала». Ведущий показывает движения, дети повторяют. Давайте попробуем (руки вверх, в стороны, присели, два прыжка); (три прыжка, наклон вправо, влево, руки вверх).

Тактильная память

«Волшебный (чудесный) мешочек»

Можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов. Обследовать игрушки на ощупь, обратить внимание на особенности. Спрятать в мешочек, предложить взять игрушку, ощупать, назвать, достать.

*

Спасибо за внимание.

Есть ли у вас вопросы, пожелания?

Прошу оставить отзывы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (272) выйдет
29 января 2023

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (271) за 2023 год
Скачать Номер 1 (270) за 2023 год
Скачать Номер 46 (269) за 2022 год
Скачать Номер 45 (268) за 2022 год
Скачать Номер 44 (267) за 2022 год
Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год