Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
Дефектология
Автор: Богданова Анжела Васильевна   
29.02.2020 13:56

Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».

Данная методическая разработка рассчитана для занятий с дошкольниками с использованием песка. Занятия с песком особо актуальны для детей с ОВЗ, тк игры и занятия с песком -это мягкий, экологичный способ воздействия на ребенка. Любая игра в песочнице -это естественная потребность ребенка, с помощью игр и занятий можно обыграть любую ситуацию в песке. Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, обыгрывать различные дидактические темы. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но мы реально строим, создаем и проживаем. Например, используя фигурки, совместно с ребенком, мы можем обыграть на песке и построить ферму, чтоб ребенок лучше усвоил тему: «Домашние животные», можем построить лес и обыграть тему: «Дикие животные», построить различный ландшафт и дороги и обыграть тему «Транспорт» и др. темы.

 

Л.С. Выготский писал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление, речь) проходят длительный путь своего формирования и зависят преимущественно от окружающей среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития, и очень важно какую среду мы создаем ребенку.

«Игра в песочнице снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку» (Грабенко Т.М, Зинкевич Евстигнеева Т.Д).

Целью таких занятий является:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности детей с их психическими, умственными, физическими и возрастными особенностями.
  2. Обеспечение своевременной коррекции в развитии, способствованию успешному освоение общеобразовательной программы.
  3. Формирование волевых и личностных качеств ребенка.
  4. Способствование социальной адаптации и формирование предпосылок к учебной деятельности.
  5. Оказание помощи родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка.

Занятия с песком многофункциональны, педагог на таких занятиях может решить сразу несколько задач, таких как:

  1. стабилизация эмоционального состояния детей;
  2. развитие познавательных способностей детей;
  3. развитие сенсорного восприятия;
  4. развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;
  5. развитие навыков ориентировки в малом пространстве;
  6. развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения
  7. развитие речи, фонематического слуха;
  8. обучение навыкам письма и чтения;
  9. повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки,
  10. развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);
  11. создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Игры подбираются соответственно возрасту и тематике. Можно работать как с детьми младшего возраста, так и старшего и с родителями. Занятия проводит учитель-дефектолог-психолог. Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.

В работе используются как круглые, так и прямоугольные песочницы.

Игры делятся на:

1) Познавательные:

а) Знакомство с окружающим миром

В этом разделе можно обыграть любую дидактическую тему. Через эти игры мы познаем то, что рядом с нами, ребенок узнает, что рядом с ним есть мир животных (домашних, диких, животных жарких стран и Севера, мир насекомых, транспорт, есть реки, моря, озера, леса, растения. Эти игры особенно актуальны для маленьких детей, для развития предметных представлений

(Игры «Зоопарк» «Животные леса», «Ферма», «Правила дорожного движения» и тд).

б) Игры на знакомство со сказками, рассказами по программе, мультфильмами и искусстве в целом

Можно поэтапно вспомнить рассказ, выложить и рассказать его (сказки «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и др) Такие игры развивают память, логическое мышление, речь, воображение.

в) Географические игры.

Здесь мы узнаем, как люди живут в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице разные климатические зоны и жизнь в них.. Дети с ОВЗ надолго запоминают такие занятия.

*

г) Фантастические игры. Имитируется в песочнице жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и тд. Это возможность использовать детскую современную субкультуру (трансформеры, роботы и др) Данные игры хорошо развивают воображение и креативность.

д) Исторические игры. Можно использовать знания детей после прочитанных исторических рассказов и походов в исторические музеи. Только в песочнице ребенок может стать сам участником исторических событий.

е) Игры – экскурсии по городу. Родина начинается с родного города. Используя мини фигурки, мы можем построить небольшой макет города или, например, Дворцовой площади, что вызовет интерес и желание посетить такие места.

2) Проективные игры. Детское и взрослое творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – есть проекция внутреннего мира человека, те перенос на песок переживаний, желаний, умений, возможностей и есть проекция. В этих играх отрабатываются страхи, тревоги, волнующие темы, корректируются проблемы и дефекты поведения. Правильное формирование эмоций способствует выработке характера и положительных свойств личности.

Строя на песке картину из песка, ребенок (как и взрослый) переносит на песок ландшафт внутреннего мира, разыгрывая на песке множество ситуаций, человек приобретает бесценный опыт разрешения ситуаций в жизни. Это закрепляется в бессознательном и наступает момент, когда повторяющиеся ситуации в жизни ребенок может решить, вспомнив песочный опыт.

а) Игра «Волшебник» развивает коммуникативные навыки, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику руки. Чувствуя себя волшебником в песочнице, ребенок может создать любую тревожащую ситуацию и разрешить ее положительным исходом.

Эти игры являются и диагностическими для педагога. С целью диагностики игру лучше проводить индивидуально.

б) Игра «Создание миров», отличается от предыдущей тем, что это групповая игра. Цель игры: развитие коммуникативных навыков, стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, развитие, развитие речи.

Группа может состоять из 2 и более детей. Дети придумывают путешествия в сказочные страны, которые взаимодействуют друг с другом. У каждого ребенка свой мир, но он взаимодействует с другими мирами. Важно понаблюдать как дети взаимодействуют друг с другом (эту игру можно проводить и ребенку с родителем).

3) Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными процессами, с их помощью познается окружающий мир.

а) Игра «Отпечатки рук» способствует развитию моторики, развитию речи, памяти, внимания, стабилизацию эмоционального состояния. Взрослый рассказывает ребенку о своих ощущениях и ребенок, получив модель рассказа, использует в своей речи его, передавая ощущения работы с песком. Игры с песком имеют большое значение для ребенка, они не только стабилизируют эмоциональное состояние, развивают моторику рук, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

б) Игры «Мина», «Отгадай загадку», «Загадочный предмет», «Во саду ли в огороде» — способствуют развитию предметных представлений, зрительного восприятия и воображения.

в) Игра «Цветные заборчики», «Печем пирожки» способствует развитию сенсорного восприятия цвета и геометрической формы.

г) игра «Классификатор» способствует развитию обобщающих понятий (дикие, домашние животные, насекомые, транспорт и тд)

д) Игры «Строим по схеме», «Найди свой путь», «Выложи следы» способствуют развитию навыков ориентировки в микро пространстве, что очень важно для детей с нарушенным зрением.

4) Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму «Песочная грамота»

а) Игра «Путешествие к звукам» способствует развитию фонематического слуха, умению слышать и слушать звуки в слове (например: Путешествие в страну А, найди предметы, начинающиеся с букв А и тд)

б) Игра «Город волшебных букв» учит детей читать и писать, развивает внимание, память, мелкую моторику руки.

5) Игры с цветным песком

Эти занятия направлены на развитие сенсорных эталонов цвета, стабилизацию эмоционального состояния ребенка и взрослого, развитию мелкой моторики руки и координации движений, развитию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к художественной и изобразительной деятельности. (игры «Цветные песчинки», «Рисуем песком», «Радуга цвета», «Эмоции» и др)

6. Совместные игры с взрослыми (родителями) –для детей и родителей это естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах, эмоциональном напряжении и найти путь выхода из ситуации.

В статье коротко описаны различные направления работы с песком, по такому же принципу можно построить работу в различных направлениях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год