Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дефектология
Автор: Степанова Марина Юрьевна   
23.12.2019 22:38

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учитель-логопед, дефектолог Степанова М.Ю.

Автономное образовательное учреждение Детский сад №6 «Звездочка» «Центр развития ребенка»

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым в наши дни ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей с ОВЗ не может быть решена без практического использования психологических и социально-психологических знаний в системе специального образования. Качественно иное, в сравнении с предшествующими институтами социализации атмосфера обучения в дошкольных учреждениях, складывается из совокупности умственной, эмоциональной и физической нагрузок. Предъявленных новыми усложненными требованиями не только к психофизической конституции ребенка с РАС или его интеллектуальными возможностями, но и к целостной личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Поэтому вопрос социализации и адаптации вышел сегодня на ведущее место.

 

Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В нашем центре развития воспитанники с недоразвитием интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно образовательное учреждение призвано, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. В условиях изменения системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции Российского образования и воспитания. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с РАС социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. В нашем центре была разработана и внедрена программа «Социально- бытовая адаптация детей с РАС». Занятия для воспитанников были направлены на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе При организации и проведении занятий использовались следующие принципы:

  1. принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
  2. принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
  3. принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию.

Таким образом, психологический подход к изучению проблемы дезадаптации и ее проявлениям ориентирует на исследование доказательств и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений выделением наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным взаимодействиям контингентов. Так называемых, групп риска.

Экспериментальное изучение поведения детей с РАС дошкольного возраста показало, что оно значительно отличается от социального поведения нормально развивающихся сверстников как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Комплекс нарушений заметно препятствует организации социального поведения особого ребенка, затрудняет его контакты, изолирует от коллектива сверстников. Таким образом, учет компонентов социального поведения в процессе формирования адаптационных возможностей ребенка повысит эффективность коррекционно-логопедической работы.

В рамках коррекционно-образовательной деятельности с детьми с РАС одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной программы, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с РАС не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда принимает и учитывает.

Целью нашей работы с детьми с РАС, в рамках процесса их социализации, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образовательного компонента и развития личности в целом.

В условиях нашего исследования особые дети частично

интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

  • создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями
  • обучение детей с РАС социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения к особенным детям
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с РАС способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя:

  • работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя
  • физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с РАС наши дети два раза в неделю во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников была разработана программа социализации детей с ОВЗ посредством формирования навыков коммуникативных компетенций, педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности согласно плану. Определен перечень сказок, на базе которых организуется вся деятельность в данном направлении. Это и свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

В рамках этой деятельности педагоги проводят по определенной сказке совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.

В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение сказок с последующей театрализацией прочитанных произведений.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие и коррекция основных видов движений
  • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
  • развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

  • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
  • комплексные игры различной подвижности и разной направленности
  • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Анализ результатов обследования детей в ходе работы над реализацией программы дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей экспериментальной группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации детей с РАС. У многих из них отмечались выраженные трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на деятельности, постоянно отвлекаясь на сторонние раздражители, не могли планировать свою деятельность, не проявляли способности предложить или использовать помощь окружающих сверстников и взрослых.

В конце года, в завершении экспериментального периода уровень социальной нормализации и адаптации детей данной группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойными и восприимчивыми, уравновешенными, чаще стали проводить время в совместной деятельности, как организованной, так и свободной. Снизился уровень тревожности детей экспериментальной группы. К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои значительно положительные результаты. У детей с РАС, участвующих в проекте, наблюдаются выраженные успехи социальной адаптации и нормализации, по сравнению с другими сверстниками.

А у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к «особенным» детям.

Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. М.: 1998. 92 с.
  2. Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: Вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика: журн. — 2013. — №9 (94). — С. 35-43.
  3. Коноваленко, С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
  4. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. — 2014. — №3. — С. 23-40.
  5. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / под ред. Т.Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. 260 с.
  6. Петухова, Л.А. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Л.А. Петухова // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве: в 2 ч.: материалы Междунар. науч. -практ. конф., 26-27 апр. 2012 г. / сост.: И.С. Коростина, С.В. Истомина. — Шадринск, 2012. — Ч. 1. — С. 109-113.
  7. Рябова, А.Л. Из опыта работы с аутичным ребенком / А.Л. Рябова // Логопед в детском саду. — 2014. — №2. — С. 51-56.
  8. Тара Делани, Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Екатеринбург: изд-во Рама Паблишинг, 2016. — 267 с.
  9. Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Н. Чеснокова // Воспитатель ДОУ. — 2013. — №9. — С. 126-130.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год