Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ
Дефектология
Автор: Харитонова Елена Викторовна   
01.03.2016 22:18

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

Одной из успешных методик в реабилитации заикающихся детей считается игра. Она является ведущей деятельностью ребёнка. В игре ребёнок учится преодолевать психологические трудности в общении, развивает память, воображение, мышление. Именно в игре формируется умение управлять своим поведением, следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей, что позволяет использовать её в коррекционной работе с заикающимися детьми.

Если не создать в группе спокойной обстановки, не научить детей играть вместе, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекционно-личностных и поведенческих отклонений, то переход к речевой работе будет невозможен. Поэтому основной нашей задачей стало создание дружного детского коллектива.

 

Скачать конспект

Вся работа в нашей группе строится поэтапно, в соответствии с режимами речи. У каждого режима есть свои характерные особенности. И каждый речевой режим выполняет свои задачи.

Работа в группе начинается с режима молчания. Мы объясняем детям необходимость молчания, находим условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечиваем детей достаточным количеством безречевых игр, продумываем проведение прогулок с детьми в период молчания. Занятия в этот период носят обучающий характер (рассматривание картин, чтение сказок, просмотр познавательных видео фильмов), т.е. учим детей слушать, воспитываем усидчивость и умение выполнять указания педагога, но при этом молчать. Во время режима молчания все взрослые в группе говорят шёпотом. Сложнее соблюдать режим молчания во время игр на прогулках. В этот период мы чаще планируем экскурсии с выходом за пределы детского сада.

В группе необходимо каждому ребёнку найти занятие. Одни рисуют, другие конструируют, третьи лепят, играют с мозаикой. Как правило, у детей мелкая моторика развита очень слабо, поэтому в этот период мы предлагаем такие игры как: "шнуровка", "золушка", "пальчиковый бассейн", "обведи по контуру", "рисуем мылом" и т.п. Это воспитывает у детей усидчивость, терпение, внимание. Так же предлагаем детям игры с крупным и мелким строителем, пазлы, различные виды конструкторов. В игры обязательно вводим упражнения на расслабление мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног: дети имитируют движения различных животных, движения-действия людей и прочее.

По заданию логопеда проводим с детьми индивидуальную безречевую логопедическую работу: это тактильный контроль за диафрагмальным дыханием, артикуляционную гимнастику, игры на поддувание.

Переход к шёпотной речи происходит постепенно. В детском саду и дома дети говорят шёпотом. Это ответственный и трудный период в организационном отношении. Если дети не приучены слушать и слышать педагога, выполнять его требования, то проведение этого периода невозможно.

Во время общения с детьми можно использовать различные звуковые сигналы (мы используем колокольчик). Если дети слышат колокольчик – значит, кто-то говорит в полный голос. Это помогает детям контролировать себя. Звуковой сигнал не должен быть громким и резким. Ещё мы используем звук бубна, когда надо собрать детей на зарядку, на занятие, при уборке игрушек. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал.

В этот период продолжается работа над правильным речевым дыханием и расслаблением. С детьми шёпотом проговариваем потешки и считалки.

В группе проводим только спокойные игры с мозаикой, с разборными игрушками, со строительным материалом, с конструкторами. Продолжаем работу по развитию мелкой моторики: "чуткие пальчики", "рисуем пальчиком в кофе", "дорисуй картинку". На прогулках планируем подвижные игры малой подвижности с правилами и сюжетом.

На этапе сопряжённо-отражённой речи продолжаем работу над речевым дыханием, удлинённым выдохом, мягкой голосоподачей. В этот период занятия носят обучающий характер. Материал программы усваивается в процессе сопряжено-отражённой речи, используя элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом ребёнка. В этот период вводятся занятия-пятиминутки перед завтраком (на развитие дыхания и голоса). Продолжается работа по развитию мелкой моторики и умению расслаблять мышцы. В сюжетно-ролевых играх учим детей умению общаться друг с другом, умению следить за игрой других. В этот период проводим такие сюжетно-ролевые игры как: "Поликлиника", творческая игра "Магазин", игра "Гости", игры на основе литературных произведений игры с телефоном, где учим детей отвечать на вопросы. Ведущая роль в играх принадлежит воспитателю. Учим детей играть в лото, где развиваем умение задавать вопросы и отвечать на них. В этих играх ведущая роль принадлежит тоже воспитателю. Ещё проводим дидактические и словесные игры "Растёт – не растёт", "Что из чего сделано", "Птицы и кот", "Испорченный телефон", "Узнай по голосу", "Скажи тихо – скажи громко", "Горячо – холодно", "Скажи ласково", "Назови что звучит", составление загадок – описаний. Большое внимание уделяем хороводным играм с проговариванием слов: "Скворушка прощается", "Осень", "Ладушки-ладушки", "На зелёном на лугу".

Подвижные игры "Совушка", "Хитрая лиса", "По ровненькой дорожке", "Перелёт птиц", "Мышеловка".

На этом этапе идёт формирование у детей готовности к речи.

Следующий этап это вопросно-ответная речь. В этот период воспитывается полная поведенческая активность и самостоятельность. Вводятся дежурства детей по столовой, на занятиях, в уголке природы. В сюжетно-ролевых играх дети исполняют главные роли. Ведут диалоги, построенные в виде вопросов и ответов. Проводим игры: "Экскурсия в зоопарк", "День рождения", "Магазин". Дидактические игры: "Нарисуй и угадай", "Что из чего сделано", "Домино" (по лексическим темам), "Детки на ветке", "Узнай и угадай", "Позвони другу". Активно используем проговаривание потешек и стихов, где есть диалоги. Например, "Зима", "Кисонька-мурысонька", "Лис и мышонок", Волк и лиса", "Медведь и лиса". Активно используют диалоги на своих занятиях педагог по театральной деятельности и музыкальный руководитель на музыкальных занятиях. В подвижных играх дети уже могут выполнять роль ведущего. Проводятся игры "Коршун", "Два Мороза", "Гуси-гуси", "Охотники и зайцы".

Следующий этап это самостоятельная речь. На этапе самостоятельной речи идёт обучение описательному рассказу, рассказу по памяти и творческому рассказу. В свободное время проводим такие игры как: "Посмотри и расскажи", "Узнай по описанию", "Что перепутал художник", "Какие неполадки" (например, в одежде). Дети составляют описательные рассказы по сюжетным картинкам. Это позволяет нам развивать у детей не только речь, но и творческое воображение. При посещении библиотеки в этот период дети могут обсуждать содержание книг т.к. на предыдущих этапах работы дети были обучены диалогу. Все знания полученные в библиотеке, рисунки, нарисованные в режимы ограничения речи, рассказы и загадки, составленные детьми, мы объединили в одно целое, и у нас получились книги "Светофор и дети", "Лесные жители", "Кто на Севере живёт", "Животные жарких стран". Так же в этот период мы проводим сюжетно-ролевые игры "Библиотека", "Почта", "Семья", "Столовая", "Пароход", "Магазин".

Итак, в процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности.

Литература

  1. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – ПИТЕР 2004.
  2. Рождественская В.И. и Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. – Москва "просвещение" 1978.
  3. Виноградова М.А. Формирование речевого общения у заикающихся дошкольников. Санкт-Петербург КАРО 2006.
  4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003.
  5. Левина Р.Е. Заикание у детей /Преодоление заикания у дошкольников. – Москва 1975.
  6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — Москва 1959.
  7. Рау Е.Ю. Ситуационный феномен заикания и его преодоление. – Санкт-Петербург 1996.
  8. Ивановская О.Г. и Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. Санкт-Петербург КАРО 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год