Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Фрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности "Лес. Деревья"
Дефектология
Автор: Ирина Дудорова   
02.07.2014 04:37

Фрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности Лес. ДеревьяФрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Тема: «Лес. Деревья».
Составила и провела учитель-дефектолог I категории Дудорова Ирина Владимировна МУ ПСЦ «Надежда» г. Заречный Пензенская обл.
Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут.
Цель: формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей,  мелкой моторики и осязания.
Задачи:
· коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;
· коррекционно-развивающие: вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого);
· коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги  деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки).
Ход НОД

Этап;  цели

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Организационный момент

Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.

Время: 2 минуты

Дефектолог привлекает внимание детей к себе.

– Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?

– Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.

Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна. Показываю берёзовый лист и обращаюсь к детям:

– Такой листок, лети ко мне! (Те же слова говорит воспитатель).

Происходит деление детей на подгруппы.

– Саша, с какого дерева твой лист? (с берёзы)

Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.

– Значит, он какой? (берёзовый)

Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это притяжательное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.

– Кто первый увидел берёзу?  (словесное одобрение дефек-тологом ребёнка).

– А где лежат опавшие листья? (на земле)

– Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!

– Ребята, прислушайтесь,  кто это шуршит в листве?

Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка), который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.

Дети заняты свободной игровой деятельностью.

Ответы детей об осени и её основных признаках: становится холоднее; желтеют, краснеют и опадают листья; начинается листопад и т.д.

Дети произвольно разбирают кленовые и берёзовые листья.

Дошкольники соотносят свой лист с образцом педагога.

Дети отвечают на вопросы дефектолога.

Дети хором проговаривают притяжательное прилагательное «берёзовый».

Дети прикрепляют свои листья с помощью магнитов под дерево (ковёр из листьев).

Ребята принимают приглашение  сказочного персонажа.

II

Основная часть

Цель: получение новых знаний, умений; раз-витие мелкой мотори-ки и осязания.

Время: 11 минут.

Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).

Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.

Ёж:

– Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?

Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)

Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации.

.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.

Дети правильно выполняют упражнение в соответствии с образцом взрослого.

Дети встают вокруг стола.

Ребята предлагают свою помощь (собрать целое из частей).

Дети собирают разрезные картинки.

Ёж:

– Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?

– Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?

Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).

Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением  вперёд.

Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.

Ёж:

– А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?

Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).

Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономер-ность в чередовании элемен-тов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.

Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус. Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подго-товлены дополнительные образцы.

Дети отвечают на вопрос.

Воспитанники выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие и скоординировать движения рук и ног при отталкивании и прыжке через гимнастические палки, лежащие на полу.

Ребята отвечают согласием.

Дети внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании элементов узора и собирают нитку бус, состоящую из 6-ти элементов по заданному образцу.

Ёж:

Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! А чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?

Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).

Цель: развитие общей мото-рики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.

Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами.

Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.

Ёж:

– Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)

– Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?

Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне.

Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).

Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия (см. Приложение 3).

– Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)

Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам (ствол, ветви, листья/иголки).

Ответы дошкольников.

Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координировать движения рук и ног при ползании по следовой дорожке.

 

 

 

 

 


Дети предлагают варианты решения этой проблемы и  свою помощь (выложить ёлочки с помощью счётных палочек).

Дети отвечают на вопросы дефектолога, опираясь на наглядность.

III

Итог

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.

Время: 2 минуты.

Ребята, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!

Ёж:

– Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!

Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).

– Вот мы и вернулись в свою группу.

– Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным?

–Молодцы! Вот какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!

Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.

Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год