«Семейное чтение как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» |
Учим Чтению | |||
Автор: Калашникова Наталья Алексеевна | |||
31.05.2025 21:58 | |||
Калашникова Н.А., воспитатель 1категории МКДОУ детского сада «Рябинка» г. Тайшета В современном обществе, когда приоритеты часто смещены в сторону материальных ценностей, проблема духовно-нравственного воспитания детей становится особенно острой. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, формируются моральные принципы, ценности и убеждения. Одним из мощнейших инструментов в этом процессе является семейное чтение, позволяющее не только привить любовь к книге, но и создать атмосферу взаимопонимания, доверия и духовной близости между членами семьи. Как воспитатель с многолетним стажем, я убеждена, что ребёнок, проводя значительную часть времени в детском саду, имеет две «семьи»: детский сад и свою кровную семью. И успех в духовно-нравственном воспитании возможен только при тесном взаимодействии этих двух «семей». Именно поэтому я выбрала тему семейного чтения, понимая, что воспитание ценностей должно начинаться в семье и поддерживаться в детском саду, создавая единое духовно-нравственное пространство для ребенка.
Реализацию работы в данном направлении я начала с тесного взаимодействия с библиотекой. Мы проводим совместные мероприятия: семейные литературные гостиные, где родители и дети могут послушать чтение книг, поучаствовать в викторинах и конкурсах, познакомиться с новыми книгами. Библиотекари регулярно посещают детский сад, проводят тематические занятия, викторины по сказкам, литературные игры, знакомят детей с творчеством писателей. Мы, в свою очередь, посещаем библиотеку, где для нас организуют интересные экскурсии и мероприятия., квесты. В группе создан уютный книжный уголок, наполненный разнообразной литературой: сказками, рассказами, стихами, энциклопедиями, познавательной литературой. Книги подбираются с учётом возраста и интересов детей, регулярно обновляются. Особое внимание уделяется книгам, посвящённым теме патриотизма, героизма и дружбы. В книжном уголке размещены фотографии писателей, иллюстрации к любимым произведениям. После прочтения книг организуются выставки детских рисунков, отображающих впечатления и переживания детей от прочитанного. Это помогает детям выразить свои эмоции, развить творческие способности и закрепить знания о прочитанном. С помощью фланелеграфа «Любимые сказки» дети инсценируют любимые сказки, развивая свою речь, воображение и актёрские способности. Создание сценок по мотивам прочитанных книг помогает лучше понять содержание произведения и развить эмпатию к героям. Совместно с родителями и детьми создаются книжки-малышки по мотивам любимых сказок или рассказов. Дети рисуют иллюстрации, родители помогают написать текст. Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики рук и умения работать в команде. В группе создан уголок Юного артиста, где дети могут почувствовать себя настоящими артистами: примерять костюмы, разучивать роли, готовить декорации. Это помогает детям развить свои актёрские способности, уверенность в себе и умение выступать перед публикой. В активную практику нашей группы вошёл интересный приём: родители снимают короткие видеоролики, где их дети читают стихи, выученные дома, к различным праздникам (День Победы, День матери и т.д.). Эти ролики демонстрируются в группе, на родительских собраниях, а также размещаются в социальных сетях детского сада. Регулярно устраиваются вечера творчества, где дети совместно с родителями рассказывают выученные стихи, поют песни, показывают небольшие сценки. Это помогает детям преодолеть страх сцены, развить творческие способности и укрепить связь с родителями. Родители показывают детям кукольные спектакли по мотивам любимых сказок. Это создаёт атмосферу волшебства и радости, помогает детям лучше понять содержание произведения и развивает их воображение. В группе создана папка с мнемотаблицами «Расскажу я вам стишок» для заучивания стихов. Мнемотаблицы представляют собой схематические рисунки, которые помогают детям легче запоминать стихотворения. Работа по теме «Семейное чтение как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» ведется систематически и комплексно, позволяя создать в детском саду и дома единое духовно-нравственное пространство, где ребенок окружен любовью, заботой и вниманием, и где семейное чтение является одним из важнейших инструментов формирования его личности. Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи мы можем воспитать достойных граждан нашей страны, любящих свою Родину, уважающих её историю и культуру. В результате проведённая работа оказалась эффективной и плодотворной. Благодаря комплексному подходу, включающему работу с детьми, родителями и библиотекой, удалось достичь значительных результатов в формировании у детей любви к чтению, развитии речи, мышления, воображения и духовно-нравственных ценностей. Всё это способствовало укреплению семейных отношений, повышению педагогической компетентности родителей и улучшению взаимодействия детского сада и семьи. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития данного направления работы и внедрения новых форм и методов взаимодействия с родителями и детьми.
|