Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Учим Чтению
Автор: Акимова Екатерина Васильевна Зайцева Олеся Викторовна   
27.06.2024 05:16

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье раскрывается роль чтения для развития речевых навыков у детей. Опираясь на личный опыт, автор дает рекомендации по подбору литературных произведений в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, а также делится эффективными приемам работы над ними.

Ключевые слова: чтение, развитие речи, кругозор.

Еще много лет назад выдающийся писатель Максим Горький назвал книгу источникомзнаний, тем самым подчеркнув ее значимость для развития личности. Как показывают исследования, чтение действительно оказывает колоссальное воздействие на становление человека, его гармоничное развитие, а в особенности – развитие образной, правильной, красивой речи. Именно поэтому вопросу пропаганды чтения сегодня уделяется пристальное внимание. Читательская грамотность, которая является частью функциональной, отвечает за способность детей рассуждать, анализировать текст произведений, содействует развитию коммуникативных навыков и умений.

 

Итак, в настоящей статье рассмотрим подробнее процесс развития речи детей через знакомство с художественными произведениями. В первую очередь, хочется обратить внимание на то, что дошкольники представляют собой особую категорию внимательных слушателей, ведь они знакомятся с произведения путем восприятия текста, который начитывает им родитель или педагог. Таким образом, отношение детей к чтению напрямую зависит от того, насколько ответственно подойдет к этому процессу взрослый, и особенно это касается семейного чтения. Если родители систематически читают детям, то у них вырабатываются позитивные установки в отношении книг, а их речь становится более грамотной. Почему так происходит? Все дело в том, что в ходе восприятия художественного произведения ребенок слушает звуки, слова и фразы, и старается их повторить. Таким образом, чтение стимулирует развитие речевых навыков, а также расширяет словарный запас. Поэтому рекомендуется читать детям произведения с особой экспрессией, делая правильные актерские ударения, стараясь продемонстрировать всю красоту и образность великого и могучего русского языка.

Безусловно, выбирая детскую литературу, стоит учитывать ее соответствие возрасту дошкольника. Язык произведения должен быть понятен ребенку. К примеру, для малышей 1-4 лет следуетподбирать литературные произведения с короткими четверостишиями. Отлично подойдут стихи о любимых игрушках А.Барто, короткие стихотворения Е. Благининой, Г. Лагздынь и др. Для детей средней группы, переживающих пик развития воображения и фантазии, подойдут легкие повествования об удивительных мирах с необыкновенными обитателями, говорящими растениями и животными. В качестве примером можно привести любимые русские народные сказки: «Гуси – лебеди», «Пряничный домик» и тд. Интересны в этом возрасте и первые энциклопедии для малышей. Старшим дошкольникам становится интересен приключенческий формат и объемные произведения с захватывающим сюжетом, которые могут быть поделены на главы, а также юмористические рассказы (Н. Носова, В. Драгунского и др.).

Стоит указать на то, что чтение важно сопровождать обсуждением. Именно благодаря ему удается достигнуть максимально высоких результатов. Так, прочитав ребенку книгу, взрослый должен объяснить ему незнакомые слова, попросить выразить свое отношение к героям произведения, их поступкам, внешности. В старшем дошкольном возрасте дети способны осуществить элементарный анализ прочитанного, тем самым отрабатывая умение рассуждать и доказывать.

Интересным и высокоэффективным методом в работе над произведением является использование игр по мотивам произведений: «Узнай сказку по предмету», «Придумай сказок новый конец», «Сказочный винегрет» и др. В увлекательной форме дети развивают связную речь, учатся грамматически верно строит предложения, развивают речевое творчество.

Подводя итоги, хочется отметить, что знакомство схудожественной литературой является незаменимым средством развития у детей речевых умений, одновременно обогащающим их внутренний мир, расширяющим кругозор и формирующим для взрослой жизни навыками.

Список литературы

  1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2019. – 159 с.
  2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 23 (339) выйдет
7 июля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год
Скачать Номер 19 (335) за 2024 год
Скачать Номер 18 (334) за 2024 год
Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год